- 1
- Подготовка педагогов к работе с семьёй в отечественном и зарубежном образовании
- Писаренко И.А., Пугач В.Е., Хрусталева Е.С. Подготовка педагогов к работе с семьёй в отечественном и зарубежном образовании // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 5-11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-5-11
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-5-11
- УДК: 371
- EDN: QTRBSA
- Дата приема статьи в публикацию: 12.03.2024
- Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки педагогов к взаимодействию с семьями обучающихся. В статье представлены результаты исследования 12 отечественных и 56 зарубежных программ подготовки будущих педагогов в 35 педагогических вузах, в том числе: 17 программ по профилю «Дошкольное образование», 19 программ по профилю «Начальное образование» и 32 программы по профилю «Иностранный язык» (как пример программы, которая не предполагает прямого контакта учителя с родителями обучающихся). Зарубежные университеты были выбраны на основании ежегодно публикуемого рейтинга университетов мира QS World University Rankings. Также в статье представлены результаты всероссийского исследования запросов родителей и педагогов на взаимодействие школы и семьи. В опросе приняли участие 400 респондентов – 200 родителей и 200 педагогов, из которых 183 учителя и 17 членов администрации школ. Исследование позволило конкретизировать основные запросы родителей и педагогов на взаимодействие, понять трудности, с которыми сталкивается школа и семья при взаимодействии, выявить дефицит компетенций учителей в области работы с семьями обучающихся. Исследование также показало, что родители и педагоги солидарны в выборе главных компетенций учителей в области взаимодействия с семьями обучающихся. В статье предложена примерная тематика программы повышения квалификации учителей в области взаимодействия школы и семьи, которая учитывает запросы родителей и учителей.
- Ключевые слова: взаимодействие школы и семьи, профессиональная подготовка будущих учителей, повышение квалификации учителей, компетенции учителей.
- Список литературы: Зуева Т.В. Социокультурное развитие подростков во взаимодействии семьи и школы в культурно-досуговой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 25 с. Кадиева М.Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как фактор социализации младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2013. 22 с. Касимова Т.Н. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений как социально-педагогических партнеров: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 19 с. Керкис С.С. Взаимодействие школы и семьи в формировании социальной активности подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук. Пятигорск, 2009. 18 с. Коваленко Т.В. Моделирование взаимодействия семьи и школы в условиях современного начального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2016. 22 с. Колесова Л.Г. Организация взаимодействия семьи и педагогического коллектива в структуре деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. 19 с. Мостовая С.Э. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2010. 23 с. Овчарова А.А. Технология социально-педагогического взаимодействия школы и семьи по формированию социально значимых качеств школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2012. 28 с. Хоменко И.А. Проектирование работы с родителями // Директор школы. 2008. № 1. С. 58–65. Хоменко И.А. Семья как образовательная система и партнёр школы // Народное образование. 2009. № 8. С. 37–41. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнёрства // Директор школы. 2007. Т. 4. С. 83–88. Смирнова А.В. Подготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2013. 23 с. Чугунова Э.И. Педагогические условия взаимодействия образовательных учреждений и замещающих семей в воспитании приёмных детей: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кострома, 2008. 22 с.