12
Колесов Владимир Иванович
Лужский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина
Архиповская Елена Петровна
Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина
Формирование престижа профессии преподавателя в системе среднего профессионального образования
Колесов В.И.., Архиповская Е.П. Формирование престижа профессии преподавателя в системе среднего профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 87-93. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-87-93
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-87-93
УДК: 377
EDN: HTKFFW
Дата приема статьи в публикацию: 01.03.2024
Аннотация: Среднее профессиональное образование (СПО) занимает значимое положение в системе образования Российской Федерации. В современном обществе существует потребность в разноуровневых системах образования, которые могут обеспечить компетентных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда. В результате этого получение качественного образования становится ясной и обоснованной целью как для молодого поколения, так и для взрослых. Качество образования остается одним из ключевых факторов для успешного развития страны. От него непосредственно зависят прогресс различных сфер, таких как технологии, экономика, информатизация, образование и общество в целом. СПО играет важную роль в подготовке квалифицированной рабочей силы, соответствующей потребностям различных отраслей экономики. В ней ставится задача не только обеспечения обучающихся профессиональными знаниями и навыками, но и формирования общекультурных компетенций. Важность СПО заключается в том, что оно обеспечивает социально-экономическую мобильность населения, способствует интеграции выпускников в общество и повышению их социального статуса. Однако реализация эффективной и качественной профессиональной подготовки студентов СПО сталкивается с рядом проблем. Некоторые из них включают необходимость обновления образовательных программ в соответствии с современными требованиями рынка труда, усиление практической составляющей обучения, повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива, внедрение информационно-образовательных технологий и развитие профориентационной работы. Решение этих проблем требует совместных усилий государства, общественности, работодателей и профессиональных образовательных учреждений. Таким образом, развитие качественного образования в СПО остается актуальной задачей, влияющей на национальное развитие в целом.
Ключевые слова: престиж преподавателя, компетенции преподавателя, мировоззренческие взгляды, нравственные проблемы в обществе, информационные процессы
Список литературы: Громкова М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании: учеб. пособие для преподавателей среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Москва: Профессионал-Ф, 2001. 115 с. Громкова М.Т. Педагогическая компетентность преподавателя вуза как фактор модернизации профессионального образования // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина». 2011. № 4 (49). С. 125–128. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов: /Урал. гос. проф.-пед. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп.; [гриф Минобразования РФ]. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1999. 279 с. Зиятдинова Ф.Г. Престиж профессии педагога // Социологические исследования. 1991. № 8. 63 с. Климов Е.А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 400 с. Караваева Л.П. Престиж преподавателя среднего профессионального образования // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). Чита: Молодой ученый, 2011. С. 181–184. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1351/ (дата обращения: 16.03.2024). Клюева Н.В., Батракова С.Н., Варенова Ю.Л. и др. Педагогическая психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н.В. Клюевой. Москва: Владос-Пресс, 2003. 400 с. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1. Москва: Академия, 2008. 432 с. Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях // Современные требования к новой модели профессионального образования: материалы педагогических чтений / под. ред. Н.Б. Мухориной. Коломна: КГПИ, 2009. 146 с. Пурин В.Д. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 256 с. (Сер.: Высшее образование). Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2007. 160 с. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: учебник для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2008. 256 с.
Информация об авторе: Колесов Владимир Иванович, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, академик РАЕ, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Лужский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, Россия, vi_kolesov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5539-5853
Информация о соавторе: Архиповская Елена Петровна, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Россия, elkaarhipka@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7255-7815