12
Синицын Игорь Сергеевич
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Груздев Михаил Вадимович
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Технология формирования топонимической грамотности обучающихся в процессе обучения географии
Синицын И.С., Груздев М.В. Технология формирования топонимической грамотности обучающихся в процессе обучения географии // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 92-97. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-92-97
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-92-97
УДК: 373.5.016:528
EDN: LHZEJE
Дата приема статьи в публикацию: 14.08.2023
Аннотация: Становление высокого уровня географической культуры учащихся не представляется возможным без освоения ими и последующего свободного оперирования при решении разнообразных познавательных задач системы географических названий. Как показывает анализ реальной образовательной практики, ситуация, связанная с изучением географических названий, характеризуется невысоким уровнем сформированности образовательных результатов в этом направлении, отсутствием мотивации со стороны учащихся, преобладанием традиционных методов, форм и технологии организации деятельности учащихся по изучению системы географических названий, не учитывающих психолого-педагогические особенности современных детей и тенденции развития самой образовательной системы. В настоящей статье раскрывается сущность понятия «топонимическая грамотность», определяется ее компонентный состав (информационный, практический, рефлексивный), описывается технология достижения указанного образовательного результата в единстве целевого, содержательного и процессуального блоков, обосновываются дидактические условия, способствующие эффективной реализации спроектированной технологии, а также описываются дидактические решения, представляющие собой описание стратегии и последовательности действий педагога и обучающихся для достижения запланированного образовательного результата – топонимической грамотности обучающихся, и средства, составляющие методическое ядро данных решений (цифровой топонимический словарь, интерактивные упражнения, сетевые проекты, сетевые викторины).
Ключевые слова: технология, география, грамотность, тононимы, топонимическая грамотность, дидактические решение, методические условия.
Список литературы: Беловолова Е.А., Гончар Е.А. Профессиональные компетенции будущих учителей в области географического образования: сущность, специфика, технология формирования // Преподаватель. XXI век. 2011. № 2. С. 20–28. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с. Географическая топонимика: методические рекомендации по проведению практических занятий / сост. М.М. Аджиева. Карачаевск: КЧГУ им. У.Д. Алиева, 2021. 24 с. Гончар Е.А. Как обучить современных школьников языку географических названий // Педагогическая практика студентов по географии в условиях инновационного развития образовательных учреждений: учеб.-метод. пособие / под ред. Е.А. Беловоловой, Е.А. Таможней. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. С. 34–37. Колечкин И.С., Середа Е.В. Приемы изучения географической номенклатуры в школе (с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся) // География в школе. 2014. № 7. С. 48–54. Купцов С.Е., Синицын И.С. Проектирование дидактических решений по формированию топонимической грамотности обучающихся // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 5–6 ноября 2021 года) / ред.-сост. Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова. Москва: Перо, 2021. С. 22–26. Никонов В.А. Введение в топонимику: учеб. пособие. 2-е изд. Москва: Изд-во ЛКИ, 2011. 184 с. Реестр федеральных государственных образовательных стандартов: официальный сайт. Москва. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 19.07.2023). Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва: Народное образование, 1998. 256 с. Синицын И.С. Перифразы как средство формирования географического образа территории // Естествознание: исследование и обучение: материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. С. 363–369. Сластёнин В.А. Педагогика. Москва: Академия, 2007. 576 с. Сухоруков В.Д., Суслов В.Г. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2021. 359 с. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата; под общей редакцией Е.А. Таможней. Москва: Юрайт, 2021. 321 с. Ужова О.А. Лингвострановедческий словарь как учебное пособие // Человек и язык в поликультурном мире: доклады и тезисы докладов междунар. науч. конф. Владимир: Владимирский гос. пед. ун-т, 2006. С. 97–104.
Информация об авторе: Синицын Игорь Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, 1010.86@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7096-1005.
Информация о соавторе: Груздев Михаил Вадимович, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, gruzdevmv@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2013-1919