17
Грабова Ольга Николаевна
Костромской государственный университет
Чугунова Ольга Дмитриевна
Костромской государственный университет
Грабов Антон Викторович
Костромской государственный университет
Оценка студентами результатов социальной проектной деятельности как фактор ее качества и эффективности
Грабова О.Н., Чугунова О.Д., Грабов А.В. Оценка обучающимися в университете достижения целей социальной проектной деятельности как фактор ее качества и эффективности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 124-132. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-124-132
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-124-132
УДК: 378:316.6
EDN: PQLNMR
Дата приема статьи в публикацию: 15.12.2023
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы подтверждается ее практикоориентированностью, необходимостью применения социальных технологий, востребованных в современных условиях в педагогической практике и в управлении проектной деятельностью. Проблема исследования – оценка качества результатов социальной проектной деятельности как один из этапов управления данным видом деятельности в образовательных учреждениях. Цель исследования – разработать и апробировать методическое обеспечение оценки результатов социальной проектной деятельности обучающихся в университете. Исследование базировалось на экспериментальных и социологических методах, а также на аксиологическом подходе философии и педагогики. Оно выполнено по результатам реализованного гранта Федерального агентства по делам молодежи. Содержит разработанную и апробированную технологию оценки масштабного социального проекта-гранта, которая достаточно универсальна и может быть использована и адаптирована к аналогичным проектам.
Ключевые слова: инновационные технологии в обучении, проектная деятельность, социальные проекты, оценка проектов, оценка качества образования, управление качеством образования, самооценка, кейс-решения, гранты в сфере образования.
Финансирование и благодарности: Авторы данного исследования выражают искреннюю благодарность всем организаторам, педагогам-наставникам, профессионалам Костромского государственного университета, Военной академии радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, организаций-партнеров проекта, а также студентам-соорганизаторам Костромского государственного университета, благодаря усилиям, творчеству и нестандартному подходу которых успешно состоялся окружной студенческий форум «NO HORROR: Anti-terror» при финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь).
Список литературы: Гергерт Д.В., Артемьев Д.Г. Практика внедрения проектно ориентированного обучения в вузе // Университетское управление: практика и анализ. 2019. № 23 (4). С. 116–131. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара: Изд-во «Профи»: ЦПО, 2003. 234 с. Грабельных Т.И., Саблина Н.А., Зырянов В.В. Угрозы как социальный феномен в XXI веке // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 154–156. Грабов А.В. Теоретические основы организации проектной деятельности студентов // Психолого-педагогическая деятельность: сферы сотрудничества и взаимодействия: материалы VII межрег. заоч. научн.-практ. интернет-конф. с междунар. участием. Кострома: КГУ, 2021. С. 13–16. Дробышев В.В., Сергеева В.С., Денисов А.П., Рассудова Л.А. Основы доказательной психологии и педагогики. Количественные и качественные методы. Омск, 2016. 192 с. Карпова А.Ю. Ультраправая радикализация: методика автоматизированного выявления угроз методами WEB MINING / А.Ю. Карпова, А.О. Савельев, А.Д. Вильнин и др. // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 5 (102). С. 30–43. Корягина И.И., Жуколина М.В. Оценка качества реализации образовательной деятельности как воплощение постулатов философии качества // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 4. С. 45–57. Меркулова О.П. Проблемы оценивания учебного процесса студентами // Высшее образование в России. 2012. № 2. С. 18–24. Миэринь Л.А., Хорева Л.В. Базовые положения организации проектной деятельности обучающихся в вузе // Сб. трудов III Нац. науч.-метод. конф. с междунар. участием. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гос. экон. ун-т, 2019. С. 91–98. Проектное обучение. Практики внедрения в университетах / под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. Москва: Сколково, 2018. 152 с. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Себина Е.В. Потенциал образовательных событий при подготовке обучающихся к управленческой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 192–197. Разинкина Е.М., Панкова Л.В., Зима Е.А. Сквозная система вовлечения студентов в проектную деятельность как инструмент обеспечения качества образования // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 27 (1). С. 42–49. Решетка В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2 (10). С. 83–86. Современный философский словарь: Оценка (Плотников В.И.). Москва: Панприт, 1998. URL: https://encyclopedia_philosophy.academic.ru/274/ОЦЕНКА (дата обращения: 29.07.2023). Сутужко В.В. Проблема оценки в философии и науке ХХ века // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10, № 4. С. 47–53. Хлебников Н.А., Обабков И.Н., Князев С.Т., Сандлер Д.Г., Шестеров М.А., Куклин И.Э. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 27 (1). С. 50–57. Хохлова Л.В. Оценка знаний студентов вуза в контексте критического мышления // Философия образования. 2022. Т. 22, № 2. С. 35–52. Шумкова Н.В., Дадаева Т.М. Факторы вовлеченности студентов в деструктивные практики в реальном и цифровом пространстве // Социологические исследования. 2023. № 2. С. 137–142.
Информация об авторе: Грабова Ольга Николаевна, доктор экономических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, graon07@mail.ru, http://orcid.org/0000-0003-3542-1764
Информация о соавторе: Чугунова Ольга Дмитриевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, od_chugunova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0009-0009-0467-1454
Информация о соавторе: Грабов Антон Викторович, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, antongrabov@mail.ru