16
Севастьянова Ульяна Юрьевна
Костромской государственный университет
Специфика родительского стресса у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья
Севастьянова У.Ю. Специфика родительского стресса у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 110-116. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-110-116
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-110-116
УДК: 159.9:616
Дата приема статьи в публикацию: 02.12.2022
Аннотация: В статье рассматривается феномен родительского стресса у родителей детей с нормативным развитием и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (РАС, ЗПР, умственная отсталость, ДЦП, нарушение зрения), представлен анализ зарубежных и отечественных исследований по данной тематике. Теоретическое и эмпирическое исследование выявило особенности родительского стресса и удовлетворенности у родителей детей нормативного развития и родителей детей с ОВЗ. Проведенное на 43 родителях исследование показало, что уровень стресса выше у родителей с ОВЗ. Появление ребенка заставляет семью столкнуться со специфическими жизненными трудностями, дестабилизацией устоявшихся правил и дезорганизацией нервно-психической деятельности. Также было выявлено специфическое отношение личности к опыту травматического родительства (вызывающему глубокие переживания).
Ключевые слова: родительский стресс, удовлетворенность родительской ролью, родители детей с ОВЗ.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-28-00678, https://rscf.ru/project/22-28-00678.
Список литературы: Аникина В.О., Пшонова К.А. Взаимосвязь родительских компетенций, эмоционального состояния и уровня родительского стресса матерей детей дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN619.pdf (дата обращения: 01.10.2022). Дьячкова Е.С., Баяндина Т.В. Психологические особенности матерей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью // Медицинская психология в России. 2021. T. 13, № 3. C. 8–16. https://doi.org/10.24412/2219-8245-2021-3-8 Ким К.А., Кадыров Р.В. Групповая схема-терапия в снижении стресса родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24, № 4. С. 517–524. Колпакова Л.М. Психология адаптивности к трудной ситуации (на примере матерей, имеющих детей с двигательной патологией): дис. … д-ра психол. наук. Казань, 2011. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Москва: Просвещение, 2008. 239 с. Мисиюк Ю.В., Тихонова И.В. Русскоязычная версия «Шкалы родительского стресса»: результаты первичной оценки внутренней надежности и валидности // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 9. С. 58– 66. URL: https://doi.org/10.24158/spp.2022.9.9 (дата обращения: 12.09.2022). Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни семьи, имеющей больного ребенка или родителя: системный подход // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова. Москва: Изд-во Института психологии РАН (Труды Института психологии РАН). 2016. С. 139–175. Савенышева С.С., Марачевская М.В., Мигунова К.Ю. Родительский стресс и копинг-стратегии у работающих и неработающих матерей детей раннего возраста // Вестник Комстромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 4. С. 113–117. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Семенова В.Э., Родионова И.В. Особенности родительского отношения и родительской позиции отцов и матерей детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 482–485. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35130137 (дата обращения: 20.10.2022). Тихомирова В.С. Особенности отношения матерей к своему ребенку-дошкольнику, страдающему церебральным параличом // Психологическая наука и образование. 2013. № 4. С. 74–78. Фархутдинова Л.В., Суханова О.О. Исследование функционального ресурса семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 393–409. https://doi.org/10.32744/pse.2022.1.25. Черепанова И.В., Манько А.Е. Отношение к ребенку с Расстройствами Аутистического спектра у матерей с различным уровнем психологического здоровья, как важнейший фактор лечебно-реабилитационного процесса // Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, посвящ. 20-летию ИПКиП. Могилев, 2021. С. 266–271. Lily L. Dyson Fathers and Mothers of School-Age Children With Developmental Disabilities: Parental Stress, Family Functioning, and Social Support. American Journal on Mental Retardation, 1997, vol. 102, № 3, pp. 267-279. Smith T.B., Oliver M.N.I., & Innocenti M.S. Parenting stress in families of children with disabilities. American Journal of Orthopsychiatry, 2001, № 71 (2), pp. 257–261.
Информация об авторе: Севастьянова Ульяна Юрьевна, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ulyanakostroma@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0981-6669.