2
Окладникова Елена Алексеевна
Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена
Дорожная карта проекта «Будущее глобального образования»: цели проектировщиков и потенциальные риски
Окладникова Е.А. Дорожная карта проекта «Будущее глобального образования»: цели проектировщиков и потенциальные риски // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 8-18. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-8-18
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-8-18
УДК: 378
Дата приема статьи в публикацию: 30.06.2021
Аннотация: В статье осуществлен телеологический анализ структуры и содержания карты-схемы проекта глобального образования «Будущее глобального образования», которая легла в основу национального проекта «Образование». Работа по реализации данного проекта получила одобрение Минпросвещения в 2020 г. в качестве модели желаемого будущего глобального образования и российского образования как его составной части до 2035 года. В ходе этого анализа Дорожной карты (далее ДК) проекта «Будущее глобального образования», разработанного АСИ (Агентством стратегических инициатив при президенте РФ), НИУ ВШЭ, Московской школой управления «Сколково», УК «Сберинвест», Cisco1 (Cisco – это транснациональная корпорация, которая является мировым лидером в области сетевых технологий, предназначенных для Интернета. MOОC прошла апробацию в университете Сан-Хосе, где располагается штаб-квартира Cisco) и др.; выявлен её антиутопический характер, а также обобщены критические замечания педагогического, просветительского и научного сообществ относительно структуры, содержания и рисков, связанных с реализацией важных событий, отраженных проектировщиками в ДК.
Ключевые слова: проект «Будущее глобального образования», Дорожная карта проекта «Будущее глобального образования», риски осуществления проекта «Будущее глобального образования», будущее российского образования.
Список литературы: Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ. 2010. № 71. C. 15–166. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов. URL: http://www/asi/ru/about_agency/ (дата обращения 30.04.2021). Будущее образования: глобальная повестка. URL: http://rusinfoguard.ru/wp-content/uploads/2016/12/GEF.Agenda_ru_full.pdf Вайно А.Э., Кобяков А.А., Сараев В.Н. Глобальная неопределенность // Экономические науки. 2011. № 8 (81). С. 33–40. Вайно А.Э. Капитализация будущего // Вопросы истории и права. 2012. № 4. С. 42–57. Ваннах М. Так зачем DARPA открывает всему свету закрома инноваций? URL://http://www.computerra.ru/93853/tak-zachem-darpa-otkryivaet-vsemu-svetu-zakroma-innovatsiy (дата обращения: 30.04.2021). Виндж В. Сингулярность. М.: АСТ, 2019, 224 с. Глобальное образование 2015–2035: Карта: Приложение к докладу «Будущее образования: глобальная повестка». URL: http://rusla.ru/upload/News15/GEF_future-map_ru.pdf (дата обращения: 30.04.2021). Дорожная карта АСИ «Будущее глобального образования 2015–2035». URL: https://http://rusla.ru/upload/News15/GEF_future-map_ru.pdf (дата обращения: 30.04.2021) Евзверов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030» – вызов системе образования. 2. Форсайт образования – смена модели девства? // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 2 (18). С. 133–149. Евзрезов Д.В., Майер Б.О. Форсайт и российское образование: онтологический анализ // Профессиональное образование в современном мире. 2013. № 3 (10). С. 17–28. Евзрезов Д.В., Майер Б.О. «Образование 2030» вызов системе образования. 1. Форсайт образования план создания «Людей одной кнопки»? // Вестник Новосибирского государственного университета. 2014. № 2 (18). С. 118–149. Игнатьев В.П., Алексеева Т.Е., Богушевич И.П. Основные принципы актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. С. 13–25. Каблов Е. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4. С. 2–7. Калашников С.В. Цифровая экономика и новый технологический уклад // Труды ВЭО России. М., 2017. Т. 207. С. 329–335. Лиферов А.П. Образование в стратегиях транснациональных корпораций. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193747172&archive=1196814959&start_from=&ucat=& Лукша П.О. Образование для сложного мира. 2012. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения: 30.04.2021) Лукша П.О. 13 лекций о будущем. URL: https://asi.ru/news/14770/ Международный научно-образовательный Форсайт-центр Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. URL: //http://forsesight.hse.ru (дата обращения 30.04.2021). Мисник Л. Покушение на балл: школьников лишат пятёрок. URL: www/gwzeta.ru/social/2018/08/01/11878735.shtml?updated (дата обращения: 30.04.2021). Национальный проект «Образование 2019–2020». URL: //https://edu.gov.ru/national-project Образование 2030: Дорожные карты образования будущего. Результаты первого российского этапа исследований. URL: //https://myslide.ru/presentation/1504133311_obrazovanie-2030-doroghnye-karty-buduschego (дата обращения: 30.04.2021). Образование для сложного общества. URL: //http://vcht.center/wp-content/uploads/2019/06/Obrazovanie-dlya-slozhnogo-obshhestva.pdf Паспорт национального проекта «Образование». URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf (дата обращения: 30.04.2021) Пашкеев В. Форсайт «Образование-2030» как технология глобального контроля. URL: https://ivan4.ru/news/society/forsayt_obrazovanie_2030_kak_tekhnologiya_globalnogo_kontrolya/ Перес К. Технологические революции и финансовый капитал: Динамика пузырей и периодов процветания = Technological Revolutions and Financial Capital: The Dynamics of Bubbles and Golden Ages. М.: Дело, 2011. 232 с. Переслегин С.Б. Инженерная онтология инженерия как странствие. URL: https://litvek.com/br/418938?p=35 Переслегин С.Б. Образование и трансмодерн. URL: //http://naslednick.online/rubric/science/science_507.html Переслегин С.Б. Будущее образования. Крах Болонской системы. URL: https://www.liveinternet.ru/users/kirroil/post430060265/ Переслегин С.Б. Русский культурный код – 4 страшных удара за столетие. URL: https://aftershock.news/?q=node/901110&full (дата обращения: 30.04.2021) Песков Д. Форсайт образования – 2030: открытая лекция. URL: //http:// leader-id.ru/event/223/ (дата обращения: 30.04.2021). Представляем дорожную карту «Образование 2030» [Электронный ресурс]. URL: //https://asi.ru/news/2475/ (дата обращения 30.04.2021). Презентация на тему: «Будущее образования: глобальная повестка». Результаты работы по Форсайту образования 2030. URL: //http://www.myshared.ru/slide/929460/ (дата обращения: 30.04.2021). Проект «Будущее глобального образования 2015-2035» // Cherlock.RU. URL: https://www.cherlock.ru/articles/dorojnaya-karta-v-sfere-obrazovaniya Сиагев С.Ю., Науменко Р.А. Осмысление вектора развития процессов глобализации и построении общества 5.0 в форсайт-проекте «Образование 2015–2035» // Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно- технологической образовательной среды. М.; Караганда, 2018. С. 151–157. Сошников А.Е. Понятие компетенции в образовательном стандарте третьего поколения // Современная педагогика. 2015. № 8. URL: https://pedagogika.snauka.ru/2015/08/4837 (дата обращения: 12.04.2021). Тенденции в школьном образовании 2019–2022: доклад. URL: http://bgimc32.ru/wp-content/uploads/2019/08/posobie.pdf (дата обращения: 30.04.2021). Тюгашев Е.А. Философия Болонского процесса. URL: //https://refdb.ru/look/2377015-pall.html (дата обращения: 30.04.2021). Форсайт компетенций 2030 и «Атлас новых профессий» // АСИ. Екатеринбург: Издательские решения, 2017. Т. 5. 498 с. Форсайт-сессия «Эффективные технологии успеха». URL: http://900igr.net/prezentacija/bez_uroka/forsajt-sessija-effektivnye-tekhnologii-uspekha-169747/forsajt-sessija-effektivnye-tekhnologii-uspekha-2.html Форсайт-флот 2013: Содержательные итоги ключевые выводы. URL: https://asi.ru/news/11791/ (дата обращения: 30.04.2021). Фрумкина Р. Размышления о каноне. URL://http://old.russ.ru/ist_sovr/20001108_frum.html (дата обращения: 30.04.2021). Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа» // Народное образование. 2019. С. 9–22. Что такое форсайт?. URL: https://ppt-online.org/11265 (дата обращения: 30.04.2021). Школьников А. Сила русского культурного канона. URL: https://shkolnikov.info/articles/136-chelovek-i-obshhestvo/81630-sila-russkogo-kul-turnogo-kanona (дата обращения: 30.04.2021).
Информация об авторе: Окладникова Елена Алексеевна, доктор исторических наук, Российский государственный педагогический университет им А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, oklanikova-ea@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4720-9584