15
Немов Роберт Семенович
Московский городской педагогический университет
Канищева Анастасия Сергеевна
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Кутузовский», Московский городской педагогический университет
Формирование мотивации достижения успехов в учебной деятельности школьников
Немов Р.С., Канищева А.С. Формирование мотивации достижения успехов в учебной деятельности школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 97-107. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-97-107
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-1-97-107
УДК: 159.922.7:37
Дата приема статьи в публикацию: 27.02.2021
Аннотация: Начавшиеся во второй половине ХХ века теоретические и экспериментальные (эмпирические) исследования мотива и мотивации достижения успехов до настоящего времени практически не касались школьной учебной деятельности и относились в основном к разным видам профессиональной деятельности людей. Успешная учебная деятельность в школе лежит в основе всех других видов деятельности, в которые включается человек по окончанию средней школы. В связи с этим возникает необходимость формирования и развития мотивации достижения успехов у детей в тот период жизни, когда они еще обучаются в школе. Для этого необходимо решить ряд теоретических и методических вопросов, связанных с формированием и развитием у школьников такой мотивации. Эти вопросы касаются создания теоретической модели мотивации достижения успехов в учебной деятельности, определения ее основных составляющих, разработки методов их диагностики, методики организации и проведения тренинга, направленного на развитие у школьников мотива и мотивации достижения успехов. Все эти вопросы поставлены и решены в настоящем исследовании.
Ключевые слова: мотив, мотивация, формирование, учебная деятельность, модель, тренинг, средства психодиагностики
Список литературы: Амбросова В.И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2012. 21 с. Бойко И.И. Мотивация достижения у подростков-спортсменов и ее развитие в процессе проведения коррекционно-тренинговых занятий: автореф. дис. … канд. психол. наук. Иркутск, 2014. 24 с. Бочарова Е.Е. Социально-психологические детерминанты мотивации достижения в учебной деятельности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 9. № 1. С. 60–65. Воробьева Е.А. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2013. 47 с. Гордеева Т.О. Мотивация достижения. М.: Смысл, 2015. 370 с. Евстифеева Н.Б. Особенности мотивации достижения успеха воспитанников детских домов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2013. 24 с. Иванова Т.Ф. Формирование мотивации достижения у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Волгоград, 2015. 22 с. Кравцова Т.Г. Структура и динамика развития мотивации достижения успехов в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2013. 26 с. Непша М.А. Формирование потребности в достижении успеха у старшеклассников: содержательные характеристики // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1. С. 17–20. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2014. 608 с. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2013. 240 с. Степанов А.Б. Психолого-педагогические условия развития потребности в достижении успеха у учащихся старших классов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2015. 24 с. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2013. 860 с. Хурум С.Х. Формирование мотивации достижения у подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. 2013. № 5. С. 217–219. Brunstein J.C., Heckhausen H. (2018) Achievement Motivation. Heckhausen J., Heckhausen H. (eds) Motivation and Action. Springer, Cham, pp. 221–304. https://doi.org/10.1007/978-3-319-65094-4_6. Chetri S. Self-concept and Achievement Motivation of Adolescents and Their Relationship with Academic Achievement. International Journal of Advancements in Research Technology, 2014, 3 (5), pp. 44–47. Korn R.M., & Elliot A.J. The 2 × 2 Standpoints Model of Achievement Goals. Frontiers in Psychology (2016), 7 (May), pp. 1–12. Kumari M., Rani S., Seema. Impact of Achievement Motivation on Academic Achievement on Senior Secondary School Students. Global Journal For Research Analysis, 2016, vol. (VI), pp. 35–42. Partovi N., Razavi M. The effect of game-based learning on academic achievement motivation of elementary school students. Learning and Motivation, 2019, pp. 68–75. Renata Wardiah D., Kristiawan M. The influence of headmaster’s supervision and achievement motivation on effective teachers. International Journal of Scientific and Technology Research, 2018, 7 (6), pp. 44–48. Rather S. Influence of Achievement Motivation (AM) on Academic Achievement of Secondary School Students. Paripex-Indian of Research, 2016, № 5 (1), pp. 18–26. Singh S.A. Comparative Study on Achievement Motivation Between Under Graduate and Post Graduate Students. Paripex–Indian Journal of research, vol. 9, iss. 3 (March 2018), pp. 29–30. Wang M., Eccles J. School context, achievement motivation, and academic engagement: A longitudinal study of school engagement using a multidimensional perspective. Learning and Instructions, 2013, pp. 28–33. Yilmaz E., Kaygin H. The Relation between Lifelong Learning Tendency and Achievement Motivation. Journal of Education and Training Studies, vol. 6, № 3a, 2018 (March), pp. 1–7.
Информация об авторе: Немов Роберт Семенович, доктор психологических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, rnemov@mail.ru
Информация о соавторе: Канищева Анастасия Сергеевна, Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр социальной помощи семье и детям «Кутузовский», Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, kanishchevaas@mgpu.com