selezneva-ov-vestnik-pip-2021-4.pdf |
- 17
- Поиск путей реализации педагогического потенциала курса военной экологии
- Селезнева О.В. Педагогический потенциал курса «Военная экология» и его роль в формировании экологической культуры курсантов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 116-127. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-116-127
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-116-127
- УДК: 355.1:502
- Дата приема статьи в публикацию: 02.11.2021
- Аннотация: Актуальность данной работы связана с необходимостью совершенствования методики экологической подготовки военнослужащих. Очевидно противоречие между провозглашаемыми целями и задачами в системе экологического обучения и воспитания в ВС РФ и реально демонстрируемым военнослужащими низким уровнем экологической культуры и некомпетентностью в вопросах обеспечения экологической безопасности. Цель статьи – разработать модель реализации педагогического потенциала курса военной экологии для достижения целей экологической подготовки военнослужащих. Ведущими методологическими ориентирами выбраны ценностно-мировоззренческий, культурологический в вопросах отбора содержания курса военной экологии, системно-деятельностный и интегративный подходы при организации учебно-познавательной деятелньости при формировании экологической составляющей военно ориентированных профессиональных компетенций; принципы создания образовательной среды для формирования эколого ориентированного мировоззрения личности специалиста (А.В. Иващенко, В.И. Панов, А.В. Гагарин и другие); интеграции профессионального и экологического образования (А.В. Гагарин, Е.И. Чердымова и другие) в контексте встраивания нового знания в существующую структуру «когнитивных ниш» (Е.Н. Князева). В качестве результатов исследования предложено обоснование модели разработки системы учебных задач на примере формирования экологической составляющей военно-профессиональных компетенций. Приведены примеры взаимосвязи содержательно-деятельностных компонентов на разных этапах реализации педагогического потенциала курса военной экологии, результаты педагогического эксперимента, предложены методические рекомендации, определены перспективы исследования. Статья представляет интерес для преподавателей военной экологии, педагогического сообщества военных вузов, а также магистрантов и аспирантов, разрабатывающих вопросы создания авторских учебных курсов в профессиональном образовании.
- Ключевые слова: методика обучения экологии, военный вуз, экологическая подготовка военнослужащих, экологизация профессионального образования
- Список литературы: Бессонова А.В. Образовательная среда как педагогическое условие развития профессионального самоопределения курсантов военных вузов // Ученые записки ОГУ. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 2 (83). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-kak-pedagogicheskoe-uslovie-razvitiya-professionalnogo-samoopredeleniya-kursantov-voennyh-vuzov (дата обращения: 10.10.2021). Грачев И.И., Пономарева О.Н., Евдокимов О.В. Разработка учебных материалов высшей военной школы в соответствии с паспортом компетенции // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. Ч. 1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения: 23.09.2021). Демчук А.А., Новикова С.С., Рыжкова Э.Н. Информационно-образовательная среда военного вуза как условие повышения качества обучения и формирования компетенций // Journal of Scientific Research Publications. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionno-obrazovatelnaya-sreda-voennogo-vuza-kak-uslovie-povysheniya-kachestva-obucheniya-i-formirovaniya-kompetentsiy (дата обращения: 10.10.2021). Загоруля Г.Б. Педагогический потенциал вуза: сущность и содержание // Вестник Челябинского педагогического университета. 2015. № 6. С. 56–62. Кириллова Т.В., Мищук А.М. Педагогический потенциал дисциплин курса «огневой подготовки» для повышения эффективности обучения курсантов навыкам стрельбы из табельного оружия // Вестник Кубанского института. 2017. № 4 (33). С. 174–183. Князева Е.Н. Перспективы экологического эволюционизма // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Сер.: Социально-экономические технологии. 2013. № 1. С. 13–25. Коротаев А.С. Специфика образовательной среды современного военного вуза // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39289499 (дата обращения: 10.10.2021). Кузяев И.З., Пастухова Л.А. Роль правовых дисциплин в формировании компетентности экологической безопасности курсантов факультета тыла // Экологические чтения – 2021, 4–5 июня 2021 года: материалы ХII Национальной науч.-практ. конф. (с междунар. участием), 4–5 июня 2021 г. / Омский государственный аграрный университет. Омск, 2021. С. 364–368. Митрахович В.А. Педагогический потенциал воинского социума как механизм его педагогического влияния на профессионализм военнослужащих контрактной службы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. № 4 (89). С. 92–96. Новикова С.С. Педагогическая модель информационной образовательной среды военного вуза как фактор повышения качества обучения курсантов // Вестник Южно-уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-voennogo-vuza-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obucheniya-kursantov (дата обращения: 10.10.2021). Просветова Т.С. Социализация слушателей (курсантов) в условиях социально воспитательной среды военного вуза // Символ науки. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya-slushateley-kursantov-v-usloviyah-sotsialnovospitatelnoy-sredy-voennogo-vuza (дата обращения: 10.10.2021). Сикорская Г.П. Основные методологические подходы к содержанию экологического образования // Образование и наука. 2009. № 9 (66). С. 11–22. Селезнева О.В. Содержание курса экологии для обучения специалистов автотехнического обеспечения войск // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018а. № 2 (32). С. 134–142. Селезнева О.В. Экологическая компетентность в модели выпускника военного вуза // Мир образования – образование в мире. 2018б. № 1 (69). С. 81–89. Селезнева О.В. Уровни развития культуры эколого-ориентированного профессионального мышления курсантов // Экопсихологические исследования – 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. науч. ст. /отв. ред. В.И. Панов. М.; Курск, 2020. С. 396–400. Соловей Д.В., Спирина В.И. Особенности образовательной среды военного вуза // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obrazovatelnoy-sredy-voennogo-vuza (дата обращения: 10.10.2021). Роговая О.Г. Экологическая деятельность как сфера проявления экологической компетентности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Сер.: Педагогика. Психология. 2008. № 57. С. 36–44. Розенберг Г.С. Две аксиомы выживания в современном мире: устойчивое развитие и экологическое образование // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 2017. № 2. URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dve-aksiomy-vyzhivaniya-v-sovremennom-mire-ustoychivoe-razvitie-i-ekologicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 05.11.2021). Юнак А.И. Разработка и управление качеством системы экологического образования в ВС РФ // Юг России: экология, развитие. 2007. № 3. С. 122–123. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12908860 (дата обращения: 22.09.2021).