4
Ходаковская Ольга Валерьевна
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Голянич Валерий Михайлович
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Бондарук Александр Феодосьевич
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Психологическое здоровье: ценности и самоидентификация школьников подросткового возраста
Ходаковская О.В., Голянич В.М., Бондарук А.Ф. Психологическое здоровье: ценности и самоидентификация школьников подросткового возраста // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 24-31. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-24-31
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-24-31
УДК: 159.922.7
Дата приема статьи в публикацию: 14.05.2021
Аннотация: Статья посвящена исследованию феномена «саногенетической идентичности» подростков, представляющего собой ценностное самоопределение формирующейся личности, сопряженное с установкой на достижение психологического здоровья. В предыдущих работах нами была представлена интегральная модель психологического здоровья, включающая эмоциональный, регуляторно-волевой, когнитивно-креативный, рефлексивно-акмеологический и социально-коммуникативный компоненты. С опорой на представленную модель нами была разработана методика исследования саногенетической идентичности, позволяющая изучить ценности психологического здоровья, актуальную и проспективную саногенетическую идентичность подростков. В исследовании приняли участие 119 подростков-школьников Санкт-Петербурга. Было обнаружено, что подростки осознают ценность психологического здоровья, преимущественно идентифицируют себя с группой сверстников, проявляющих конструктивные поведенческие паттерны, а также демонстрируют целевые здоровьеформирующие и здоровьесберегающие установки. Наиболее проблемными для девочек представляются эмоциональные паттерны психологического здоровья, имеющие для них высокое ценностное значение и одновременно воспринимаемые ими как недостаточно развитые. Когнитивно-креативный компонент психологического здоровья (интерес к познанию, учебе, творчеству) имеет для мальчиков низкую значимость по сравнению с другими компонентами как при обозначении ценностей, так и в структуре саногенетической идентичности. Проведенный факторный анализ позволил выделить ключевые ценностно-самоидентификационные факторы психологического здоровья школьников подросткового возраста.
Ключевые слова: психологическое здоровье, ценности, самоидентификация, саногенетическая идентичность, половые различия, школьники, подростки.
Список литературы: Беляев И.А. Интенциональность целостного мироотношения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 1. С. 29–35. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В. Ценностно-интенциональные стратегии психологической адаптации к профессиональной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3. С. 77–82. Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Шаповал В.А., Тулупьева Т.В. Ценностные противоречия как психодиагностические критерии профессиональной компетентности и внутриличностного конфликта // Экспериментальная психология. 2018. Т. 11. № 3. С. 120–139. Голянич В.М., Ходаковская О.В., Бондарук А.Ф. Модель психологического здоровья школьников подросткового возраста // Психологическое здоровье и технологии здоровьесбережения в современной образовательной среде: коллективная монография. СПб.: НИЦ АРТ, 2019. С. 12–35. Цветкова Л.А., Гурвич И.Н. Психология здоровья // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 16: Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 48–52. Дубровина И.В. Психологическая культура и задачи воспитания в современной школе // Вестник практической психологии образования. 2018. № 1–2 (54–55). С. 6–11. Фанталова Е.Б. Диагностика ценностей и внутренних конфликтов в общей и клинической психологии // Клиническая и специальная психология. 2013. № 1. С. 66–83. Хватова М.В. Аксиологический подход к исследованию акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи // Известия Смоленского государственного университета. 2011. № 3 (15). С. 468–478. Ходаковская О.В., Голянич В.М. Саногенетическая идентичность: психологическое здоровье в самоопределении подростка // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. и образовательного семинара: (к 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры). СПб.: НИЦ АРТ, 2018. С. 88–91. Чернышева Н.С. Практикум по возрастной психологии. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 98 c. Шувалов А.В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 118–141. Hall P.A., Fong G.Y. Temporal self-regulation theory: a model for individual health behavior. Health Psychology Review, 2007, № 1 (1), рр. 6–52. Jackson M., Sippel L., Mota N., Whalen D., Schumacher J. Borderline personality disorder and related constructs as risk factors for intimate partner violence perpetration. Aggression and Violent Behavior, 2015, vol. 24, рр. 95–06. Norcross J.C., Krebs P.M., Prochaska J.O. Stages of change. Journal of Clinical Psychology: In Session, 2011, vol. 67 (2), рр. 143–154. Schwartz S.H. Basic human values: Theory, Measurement, and Applications. Revue française de sociologie, 2006, vol. 47, № 4, рр. 929–968.
Информация об авторе: Ходаковская Ольга Валерьевна, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, olga-khodakovskaya@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4866-5349
Информация о соавторе: Голянич Валерий Михайлович, доктор медицинских наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, golyanich58@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8118-761X
Информация о соавторе: Бондарук Александр Феодосьевич, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, Санкт-Петербург, Россия, bondaruk59@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-6549-6399