- 14
- Я-концепция и личностные особенности подростков с нарушенным развитием
- Хазова С.А., Шипова Н.С. Я-концепция и личностные особенности подростков с нарушенным развитием // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 98-104. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-98-104
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-4-98-104
- УДК: 159.922.7
- Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2020
- Аннотация: В статье анализируются взаимосвязи внутренней картины дефекта (ВКД) и личностных особенностей, а также вклад свойств личности и ВКД в самоотношение подростков с ОВЗ. Актуальность исследования обусловлена научным интересом к особенностям формирования Я-концепции в наиболее сензитивный для ее формирования период развития – подростничество у особой группы лиц – подростков с нарушениями развития. Выборку составили 109 подростков с дефицитарным (нарушение слуха, зрения, речи) и задержанным развитием. Средний возраст 14 лет. Зафиксировано наличие корреляций между личностными особенностями, самоотношением и компонентами ВКД у подростков с дефицитарным развитием, при этом наиболее тесные связи имеет уровень тревожности. Такие аспекты самоотношения, как общение, популярность среди сверстников, поведение, ситуация в школе, счастье и удовлетворенность, положение в семье, уверенность в себе оказались также тесно связаны с компонентами ВКД.
- Ключевые слова: Я-концепция, самоотношение, самооценка, подростковый возраст, лица с нарушенным развитием, внутренняя картина дефекта, личностные особенности
- Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-013-00768 А
- Список литературы: Адеева Т.Н. Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей с сенсорными нарушениями // Ученые записки: электрон. науч. журнал. Курского государственного университета. 2019. Т. 1, № 3. С. 231–237. Аль-шавеа Н.А. Особенности формирования самоотношения у слабовидящих подростков, развивающихся в условиях принадлежности к различным национальным культурам: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2009. 25 с. Архиповская О.А. Особенности личности при нарушениях зрения в подростково-юношеском возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2016. Т. 16, № 3. С. 86–89. Голикова А.А., Кучинский В.Ф. Самоотношение подростков с различной степенью выраженности нарушений зрения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 44–46. Горьковая И.А., Микляева А.В. Самооценка подростков с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата: общее и специфичное // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2018. Т. 18, № 3. С. 33–41. Дусенко М.Б. Личностные особенности подростков с ОВЗ как предиктор формирования девиатных форм поведения // Вопросы педагогики. 2020. № 5920. С. 137–141. Зеленина Н.Ю. Развитие самоотношения у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011. 27 с. Конева И.А. Психологические особенности формирования образа Я у младших подростков с задержкой психического развития в условиях образовательной интеграции и дифференциации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. 863 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21163298 Конева И.А., Карпушкина Н.В. Оптимизация самосознания подростков с нарушениями зрения средствами формирующего эксперимента // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 82–85. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. 236 с. Липкова О.И. Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения: автореф. … канд. психол. наук. М., 2001. 24 с. Лихошва В.П. Особенности я-концепции лиц подросткового и юношеского возраста с нарушениями слуха: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 20 с. Максимова Н.А. Формирование позитивного самоотношения у подростков с ограниченными физическими возможностями в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Волгоград, 2005. Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностного сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: дис. … канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002. 199 с. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии, 1998. 488 с. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007, 56 с. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000, 219 с. Тихонова И.В., Хазова С.А. Внутренняя картина дефекта при задержке психического развития: особенности и динамика в детском и подростковом возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 4. С. 177–184. DOI 10.34216/2073-1426-2019-25-4-177-183. Хазова С.А., Серегина А.К. Я-концепция и ее вклад в совладание с трудностями у подростков с нарушением слуха // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие: материалы V Междунар. науч. конф. Кострома, 26–28 сент. 2019 г.: в 2 т. / отв. ред. М.В. Сапоровская, Т.Л. Крюкова, С.А. Хазова. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. Т. 1. С. 272–277. Хазова С.А., Бардашевич Е.М. Я-концепция как ментальный ресурс подростков // Активация ментальных ресурсов субъекта: теория и практика: материалы IV Междунар. симпозиума (Латвия, Рига, 5–7 июля 2017 г.) / отв. ред. Г.В. Ожиганова (Россия, Москва), Институт психологии Российской академии наук; И.Д. Плотка (Латвия, Рига), Балтийская международная академия. Рига: SIA «HansaPrintRiga», 2017. С. 74–79. Чебарыкова С.В. Личность в условиях дизонтогенеза: внутренняя картина дефекта: монография. Хабаровск: Изд-воТихоокеан. гос. ун-та, 2017. 140 с.