8
Опекина Татьяна Петровна
Костромской государственный университет
Когнитивные предикторы психологического благополучия и удовлетворенности жизнью мужчин-курсантов военных вузов
Опекина Т.П. Когнитивные предикторы психологического благополучия и удовлетворенности жизнью мужчин-курсантов военных вузов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 54-61. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-54-61
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-54-61
УДК: 159.9:355
Дата приема статьи в публикацию: 29.06.2020
Аннотация: В статье рассмотрены когнитивные предикторы оценки курсантами военных вузов качества и удовлетворенности своей жизнью, в том числе восприятие ими количества повседневных стрессоров и свойственные им когнитивные искажения. Приведены средние значения для показателей удовлетворенности жизнью, повседневных стрессоров и когнитивных искажений курсантов военных вузов в сравнении со средними значениями соответствующих эмпирических норм, полученных отечественными исследователями на выборках русскоязычных мужчин. Построены регрессионные модели, позволяющие содержательно интерпретировать когнитивные предикторы, к которым оказываются наиболее чувствительны различные показатели удовлетворенности жизнью и общего благополучия курсантов: повседневные стрессоры в различных сферах жизни и некоторые когнитивные искажения, в том числе катастрофизация, телепатия, сверх-обобщение.
Ключевые слова: когнитивные предикторы, повседневные стрессоры, когнитивные искажения, удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-013-01001)
Список литературы: Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. М.: Медицина, 1999. 400 с. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. 528 с. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом. СПб.: Речь, 2010. 192 с. Головей Л.А., Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Савенышева С.С., Муртазина И.Р. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 4. С. 8–26. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация // Psyedu.ru: Психологическая наука и образование. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2011/n1/39944.shtml (дата обращения: 18.06.2020). Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Хохлова Ю.А., Кирпичник О.В. Феномен когнитивных искажений субъективных оценок жизненных явлений и его измерение (первичная русскоязычная адаптация шкалы когнитивных искажений – CDS) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 61–67. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2011. 328 c. Лапкина Е.В., Надежкин Е.Г. Психологическая адаптация курсантов к обучению в военном вузе // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4. С. 148–154. Лобачев A.B. Стрессоустойчивость курсантов военных образовательных учреждений с разными психофизиологическими особенностями / A.B. Лобачев, К.К. Конюшенко, Т.М. Ятманова, Г.П. Костюк // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 1 (49). С. 172–177. Матюшкина Е.Я. Учебный стресс у студентов при разных формах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 2. С. 47–63. Падун М.А., Псядло И.А. Регуляция эмоций и психологический дистресс у представителей российской и итальянской культур // Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия, совладание / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Н.Е. Харламенковой. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 124–139. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Головей Л.А., Савенышева С.С. Опросник повседневных стрессоров // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 5. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.06.2020). Рассказова Е.И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 81–90. Серов А.Н. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2016. № 60. С. 502–506. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 101–110. Шадрин А.А. Социально-психологические предикторы субъективного благополучия курсантов военных вузов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. № 4. С. 54–58. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited. Journal of Personality and Social Psychology, 1995, vol. 69 (4), pp. 719–727. Ellis A., Young J. & Lockwood G. Cognitive therapy and rational-emotive therapy: A dialogue. Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly, 1987, № 1, pp. 205–255.
Информация об авторе: Опекина Татьяна Петровна, ORCID https://orcid.org/0000-0002-3373-8269, кандидат психологических наук, Костромской государственный университет, г. Кострома, Россия. E-mail: grigorova.t90@mail.ru