21
Гущина Татьяна Николаевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Потенциалы и ограничения индивидуализации подготовки специалиста в педагогическом колледже
Гущина Т.Н. Потенциалы и ограничения индивидуализации подготовки специалиста в педагогическом колледже // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 3. С. 141-147. DOI https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-141-147
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2020-26-3-141-147
УДК: 377.8
Дата приема статьи в публикацию: 10.06.2020
Аннотация: Целью статьи является предъявление ряда результатов исследования по выявлению и оцениванию потенциалов и ограничений индивидуализации подготовки в педагогическом колледже специалистов по направлению «Дошкольное образование». Подчеркнута значимость выявленных средовых потенциалов индивидуализации подготовки специалиста на уровнях насыщенности среды событиями; возможности обеспечения соответствия педагогического сопровождения студента его интересам в области учебной деятельности, педагогической практики, предметной деятельности, общения, самопознания; системы организации лонгитюдной практики на базе дошкольных образовательных организаций; наличия в колледже структурного подразделения дополнительного образования; возможности тьюторского сопровождения; приоритета педагогических средств развития индивидуальности обучающегося. Автор анализирует в качестве потенциалов индивидуализации подготовки будущего специалиста индивидуальные проекты, учебные исследования, способы рефлексивного анализа, индивидуальную подготовку студентов к участию в чемпионатах Worldskills Russia. Коллективная самооценка проведённой инновационной деятельности актуализировала устойчивую мотивацию студентов и интерес педагогов к опытно-экспериментальной деятельности как дополнительные возможности индивидуализации подготовки специалиста.
Ключевые слова: индивидуализация, подготовка специалиста, индивидуальность, студент, педагогический колледж, потенциалы и ограничения, инновационная деятельность.
Список литературы: Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. 2003. № 3 (14). С. 71–82. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995. 111 с. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград: Янтарный сказ, 2000. 572 с. Гущина Т.Н. Воспитание индивидуальности в дополнительном образовании детей. Ярославль: ИРО, 2008. 273 с. Гущина Т.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования // Общество. Среда. Развитие. СПб., 2011. № 4 (21). С. 187–190. Казакова Е.И., Галактионова Т.Г., Пугач В.Е. Основные приёмы и технологии в работе тьютора: учебно-методическое пособие. М.: АПК и ППРО, 2009. 64 с. Короткова Н.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций разных типов как фактор развития самоорганизации обучающихся // Самоорганизация детей и взрослых в процессе интеграции различных систем и подсистем образования: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. Т.Н. Гущиной. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. С. 63–70. Лазурский А.Ф. Классификация личностей: Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во МГУ, 1982. 290 с. Мануйлов Ю.С., Шек Г.Г. Опыт освоения средового подхода в образовании: учебно-методическое пособие. Москва; Н. Новгород, 2008. 222 с. Мухаметзянова Ф.Г. О субъектности студента. Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань: КСЮИ, 2004. 279 с. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с. Нийт Т. Общие тенденции в развитии теорий о взаимоотношениях человека и среды: Человек. Среда. Общение. Таллин, 1980. С. 5–20. Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. 368 с. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». М.: ВЛАДОС, 2008. 264 с. Рябова Н.В. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 363–369. Селевко Г.К. Применение технологии саморазвития личности А.А. Ухтомского – Г.К. Селевко в дополнительном образовании // Идеи саморазвития личности в дополнительном образовании. Ярославль: ИРО, 2006. 159 с. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
Информация об авторе: Гущина Татьяна Николаевна, ORCID http://orcid.org/0000-0002-1015-8093, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодёжью, г. Ярославль, Россия. Е-mail: gushina2008@yandex.ru