3
Духанина Любовь Николаевна
Российское общество «Знание», Фонд «Национальные ресурсы образования»
Ценности и жизненные приоритеты российских школьников
Духанина Л.Н. Ценности и жизненные приоритеты российских школьников // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 20-28. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-20-28
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-2-20-28
УДК: 371:316.334
Дата приема статьи в публикацию: 22.04.2020
Аннотация: В настоящей статье на основе данных всероссийского исследования, проведенного в 2017–2018 годах фондом «Национальные ресурсы образования» совместно с экспертами общественного движения «Общероссийский народный фронт», приводится развернутый анализ ценностей, жизненных приоритетов российских школьников, их предпочтений, профессиональных и карьерных ожиданий. Показано, что, по мнению российской молодежи, является определяющим в выборе профессии и что, по их мнению, может помочь в будущем стать наиболее успешным. В статье собраны данные, позволяющие оценить мотивацию участия школьников в олимпиадах по образовательным предметам и творческих конкурсах, а также степень безопасности школьного пространства, качества обучения, наличия агрессии и буллинга со стороны одноклассников, учащихся и педагогов. Проведена оценка политических и патриотических настроений подростков, а также формирующихся политических интересов и вовлеченности школьников в социальные сети.
Ключевые слова: ценности школьников, мотивация к обучению, выбор профессии, успешность, социальные сети, авторитеты, патриотизм.
Список литературы: Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. М.; Воронеж, 1998. 544 с. Андреева Г.М. Социально-психологические аспекты активизации человеческого фактора // Вопросы психологии. 1986. № 3. С. 5–15. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с. Горшкова Е.Б. Актуальность проблемы формирования ценностных ориентиров у младших школьников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XV Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2012. Ч. 1. Дробницкий О.Г. Некоторые аспекты проблемы ценностей // Проблема ценности в философии. M., 1966. С. 25–40. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельно-структурная концепция. М.: Дело, 2002. 568 с. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21–29. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2000. Караковский В.А. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // Социологические исследования. 1998. № 5. С. 90–104. Магун B.C. Трудовые ценности российского общества // Общественные науки и современность. 1996. № 6. С. 21–28. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998. № 4. С. 3–8. Никитина Л.Е. Социальная педагогика: учеб. пособие для вузов. М.: Академический проект, 2003. Ольшанский В.Б., Климова С.Г., Волжская Н.Ю. Школьники в изменяющемся обществе // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 88–95. Парамонова С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 69–78. Римашевская Н. М. Социальная стратификация и проблемы бедности // Человек и труд. 1994. № 10. С. 55–58. Рывкина Р.В. Советская социология и теория социальной стратификации // Постижение. М., 1989. С. 17–35. Спирин Л.Ф., Пидкасистый П.И. Теория и технология решения педагогических задач: развивающее проф.-пед. обучение и самообразование / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 173 с. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: ЛГУ, 1960. 156 с. Филонов Г.Н. Воспитание в российском обществе: тенденции, теория и практика. М., 2000. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество // Общество и экономика. 1999. № 10–11. С. 65–72.
Информация об авторе: Духанина Любовь Николаевна, ORCID 0000-0002-6389-3497, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный деятель народного просвещения, председатель Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество ‟Знание”», заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, президент фонда «Национальные ресурсы образования», г. Москва, Россия. E-mail: Duhanina@mail.ru.