14
Зобнина Татьяна Венеровна
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Кислякова Любовь Петровна
Шуйский филиал Ивановского государственного университета
Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов – будущих педагогов
Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи уровня субъективного контроля и силы воли у студентов – будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 92–95. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-92-95
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-92-95
УДК: 159.923
Дата приема статьи в публикацию: 17.01.2020
Аннотация: Ответственное поведение человека в жизни предполагает преодоление трудностей, принятие на себя дополнительных обязанностей, что сопровождается немалыми волевыми усилиями. Однако на сегодняшний день взаимосвязь локуса контроля и способности к волевому усилию изучена не в полной мере. В данной статье представлены результаты проведенного авторами корреляционно-регрессионного анализа взаимосвязи локуса контроля и силы воли у студентов – будущих педагогов. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты университета, обучающиеся по педагогическим направлениям подготовки. В результате проведенного исследования была установлена положительная статистически значимая взаимосвязь между уровнем общей интернальности студентов и обобщенным показателем проявления силы воли. Выявлены статистически значимые взаимозависимости между уровнем силы воли и уровнем субъективного контроля в области достижений, неудач, семейных отношений. Определено, что сила воли является предиктором общего уровня интернальности студентов-педагогов, а также их интернальности в области достижений, неудач, семейных отношений. Показано, что студенты с высоким уровнем субъективного контроля статистически значимо превосходят студентов с низким уровнем субъективного контроля по обобщенному показателю проявления силы воли.
Ключевые слова: локус контроля, сила воли, студенты – будущие педагоги
Список литературы: Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 3. С. 152–163. Волков Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006. 256 с. Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование взаимосвязи осознанной саморегуляции произвольной активности и уровня субъективного контроля у студентов-будущих педагогов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9, № 4. С. 88–102. Зобнина Т.В., Кислякова Л.П. Исследование локуса контроля у студентов – будущих педагогов // Педагогика, психология и образование: вызовы и перспективы. Стерлитамак: АМИ, 2018. С. 36–38. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009. 368 с. Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности // Психологический журнал. 1999. Т. 20, № 2. С. 103–114. Локус контроля // Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин и др. Минск: Книжный Дом, 2003. 312 с. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992, 318 с. Муздыбаев К.М. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 242 с. Helkama K. Toward a cognitive-developmental theory of attribution of responsibility. Helsinky, 1981, 203 p. Rotter J.B., Mulry R.C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965, № 2, pp. 598–604.
Информация об авторе: Зобнина Татьяна Венеровна, ORCID 0000-0002-4280-7879, доктор психологических наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», профессор кафедры психологии и социальной педагогики, г. Шуя, Россия. E-mail: zobnina-tatjana@rambler.ru
Информация о соавторе: Кислякова Любовь Петровна, ORCID 0000-0001-9286-0355, кандидат технических наук, доцент, Шуйский филиал ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», начальник отдела маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, г. Шуя, Россия. E-mail: popsfigu@mail.ru