26
Жуковский Сергей Владимирович
Независимый исследователь
Педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых офицеров: направления и условия организации
Жуковский С.В. Педагогическая поддержка профессиональной адаптации молодых офицеров: направления и условия организации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 168-173. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-168-173
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-168-173
УДК: 355
Дата приема статьи в публикацию: 22.01.2020
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с исследованием проблемного пространства феномена «профессиональная адаптация молодых офицеров», изучением возможностей педагогической поддержки военных специалистов в адаптационном процессе в условиях его организации в войсковой части. Актуальность данного направления определяется высокой социальной значимостью воинского труда, особым характером его организации и осуществления, требующим повышения эффективности процесса и результата профессиональной адаптации молодых военных специалистов, способных к быстрому «вхождению» в новую профессиональную среду, актуализации их личностно-профессиональных компетенций и качеств, необходимых для обеспечения успешности профессиональной деятельности в воинской среде в рамках реализации функций по служебному предназначению в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проводится теоретический анализ научных трудов, посвященных проблеме профессиональной адаптации личности, определяются содержательные и процессуальные характеристики данного феномена, актуализируется его значимость для повышения эффективности профессиональной деятельности военных специалистов. На основе проведенного исследования выявлен спектр затруднений, возникающих у молодых офицеров в адаптационный период, находящихся в границах проблемных полей служебно-организационной, психофизиологической, коммуникативной, социально-бытовой составляющих профессионального труда. Установлено, что повышение эффективности профессиональной адаптации молодых офицеров и минимизация возникающих трудностей возможны с использованием механизмов педагогической поддержки личности в адаптационном процессе, реализуемых на различных уровнях управления войсковой части с привлечением ее ресурсного потенциала. Выявлен комплекс условий, направленных на обеспечение педагогической поддержки молодых офицеров в адаптационный период, способствующих повышению его эффективности. По результатам проведенного исследования установлено, что организация системной работы по педагогической поддержке профессиональной адаптации молодых военных специалистов, реализуемой на различных уровнях военного управления и в рамках обозначенных условий, является важным фактором, способствующим достижению личностно-профессиональной успешности молодых офицеров, их становлению в пространстве воинской среды.
Ключевые слова: молодой офицер, военный специалист, воинская среда, служебная деятельность, профессиональная адаптация, адаптационный процесс, военное управление, педагогическая поддержка, условия организации.
Список литературы: Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб., 2005. 672 с. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М., 1996. Вып. 6. С. 10–37. Дмитриева М.А. Профессиональное долголетие // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности; под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Наука, 1991. С. 37–46. Кибанов М.А.Основы управления персоналом. М.: Экспо, 2005. С. 59–67. Кирякова Е.А. Основные подходы к исследованию профессиональной адаптации военнослужащих офицеров // Северо-Кавказский психологический вестник. 2012. № 10/3. С. 8–11. Кобцева Е.Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2008. № 1. С. 100–104. Латкова И.А. Педагогические условия профессиональной адаптации молодых сотрудников ОВД: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 20 с. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 16–24. Панченко Л.П. Адаптация к профессиональной деятельности: учеб.пособие. Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2006. 35 с. Постовалова Г.И. О факторах, определяющих адаптационную способность человека // Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван, 1973. С. 18–19. Реан А.А.,Чепурная Ю.В., Федосеева А.В. Психологическая адаптация и становление выпускника высшего учебного заведения в период перехода к профессиональной деятельности // Защити меня. 2018. № 3. С. 22–29. Савва Л.И., Гайдулина Н.М. Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждениях НПО // Интеграция образования. 2011. № 1 (62). С. 13–19. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе: автореф. дис. … канд. психол. наук. М.: ВПА, 1989. 22 с. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Ведение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. М.: Школа Пресс, 1995. 384 с.
Информация об авторе: Жуковский Сергей Владимирович, ORCID 0000-0003-4649-642X, независимый исследователь, г. Саратов, Россия. E-mail: svzhukovskiy@gmail.ru