24
Зарубина Юлия Николаевна
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа»
Зарубина Ю.Н. Динамика мотивации учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа» // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 157-161 . DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-157-161
УДК: 378:364
Дата приема статьи в публикацию: 23.10.2019
Аннотация: В статье рассматривается мотивация учебной деятельности студентов-бакалавров направления «Социальная работа». Раскрываются факторы и стадии мотивационного процесса, динамические характеристики системы мотивации. Выявляется роль мотивационного блока в структуре учебной деятельности студентов. Сравнительный анализ мотивационного профиля студентов осуществляется на основе исследований мотивации обучения, проведенных автором в 2015 и 2019 годах. Диагностическим инструментарием стали методики «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина. Дополнительный метод исследования – анализ эссе, в которых студенты аргументируют наличие или отсутствие желания продолжать обучение по выбранному направлению и в дальнейшем работать в социальной сфере. Полученные результаты позволили выделить наиболее значимые мотивы обучения и их динамику у студентов направления «Социальная работа». Анализ эссе показал, что в целом около 80 % студентов высказались скорее положительно о перспективе работать по приобретённой специальности. В заключении делается вывод о росте показателей мотивации по шкале «овладение профессией», сохранение значимости мотивов «приобретение знаний» и «получение диплома», а также включение в число приоритетных мотива «получать интеллектуальное удовлетворение» вместо мотива «добиться одобрения родителей и окружающих».
Ключевые слова: мотивация обучения, социальная работа, студенты, получение диплома, приобретение знаний, овладение профессией, компоненты мотивации обучения, эссе.
Список литературы: Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-kak-osnova-effektivnogo-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 10.09.2019). Зарубина Ю.Н. Технология повышения мотивации студентов направления «Социальная работа» к обучению в вузе // Вестник социально-политических наук. 2016. № 15. С. 32–36. Зонова В.Е. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения в вузе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-kak-faktor-uspeshnosti-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 11.09.2019). Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 512 с. Мельникова В.Е. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. № 5 (96). С. 61–64. Мещерякова И.Н. Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов различных курсов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (269). С. 137–139. Нижегородцева Н.В. Понятие учебной деятельности и готовности к обучению в парадигме системогенетического подхода // Системогенез учебной и профессиональной деятельности. Ярославль: Агентство Литера, 2004. Ч. 2. С. 12–15. Реан А.А. Психология личности. СПб.: Питер, 2013. 288 с. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с. Atkinson J., Birch D. Introduction to Motivation. New York, D. Van Nostrad Company, 1978, 324 с.
Информация об авторе: Зарубина Юлия Николаевна, ORCID 0000-0003-0481-766X, кандидат психологических наук, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Россия E-mail: zarubinayuliya@mail.ru