11
Хрисанфова Людмила Аркадьевна
Московский институт психоанализа
Сибирякова Ирина Анатольевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Индивидуально-психологические особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей
Хрисанфова Л.А., Сибирякова И.А. Индивидуально-психологические особенности и особенности мотивационной сферы представителей различных профессиональных направленностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 72–76. DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-72-76
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-72-76
УДК: 159.9
Дата приема статьи в публикацию: 23.01.2020
Аннотация: Статья посвящена анализу личностных качеств, особенностей мотивационной сферы и взаимосвязей между ними у студентов различных профессиональных направленностей. Использованы: метод цветовых метафор, «Пятифакторный личностный опросник». Испытуемые: 107 математиков и 55 спортсменов. Выявлен характерный для молодежи универсальный ведущий мотив самоопределения. Обнаружены гендерные и профессиональные различия в иерархии мотивов и во взаимосвязях мотивов и личностных характеристик. Юноши-спортсмены в отличие от математиков более практичны. Девушки-спортсменки более экстравертированы по сравнению с девушками-математиками. Экстравертированность связана с мотивами, предполагающими активное взаимодействие с людьми. Интровертированность предполагает ориентацию на значимых людей. Мотивация избегания неудач характерна для дисциплинированных, не склонных проявлять привязанность, пассивных испытуемых. Мотивация достижения с самоотдачей и осознанием своих обязанностей характерна для испытуемых с развитым самоконтролем, с эмоциональными социальными связями, связана с формирующим влиянием семьи и матери
Ключевые слова: личностные качества, ведущие и фрустрированные мотивы, профессиональная направленность
Финансирование и благодарности: Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-013-00828 «Индивидуально-психологические предикторы обнаружения эмоциональных объектов в микроинтервалах времени»
Список литературы: Головешкина Н.В., Головешкин И.Д. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик студентов и мотивация их обучения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2008. № 2 (Психология). С. 48–83. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. Т. 23, № 6. С. 51–59. Лавринович Т.М. Особенности ценностно-мотивационной личности будущих психологов на разных этапах процесса их профессионализации // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 27– 36 Соломин И.Л. Экспресс-диагностика персонала. СПб.: Речь, 2008. 280 с. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: учеб.-метод. пособие. Курган, 2000. 23 с. Fadiman J. Personality and personal growth. 5th ed. Fadiman J., Frager R. Upper Saddle River, N. J., Prentice Hall, 2002, 584 p.
Информация об авторе: Хрисанфова Людмила Аркадьевна, ORCID 0000-0001-6697-7939, кандидат психологических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва, Россия. E-mail: l.hri@mail.ru
Информация о соавторе: Сибирякова Ирина Анатольевна, ORCID 0000-0003-2265-6193, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: sibiryakova.irina@fsn.unn.ru