15
Иванова Евгения Вячеславовна
Московский государственный психолого-педагогический университет
Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей
Иванова Е.В. Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста и жизнестойкость родителей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 1. С. 96–103. DOI 10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103
DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-96-103
УДК: 159.923.2
Дата приема статьи в публикацию: 20.01.2020
Аннотация: В статье излагаются результаты исследования эмоционального благополучия дошкольников и его связи с жизнестойкостью родителей. Эмпирическое исследование проводилось на базе дошкольных учреждений г. Москвы с использованием диагностических методик: тестов, опросников, анкет – для родителей и педагогов; проективных тестов – для детей, результаты которых анализировались с использованием компьютерных методов статистической обработки данных. В результате исследования описана значимость проблемы жизнестойкости в контексте современных требований цифровой среды, уточнено теоретическое понятие «эмоциональное благополучие детей» и его компоненты. Подобран и модифицирован комплекс диагностических методик для экспресс-диагностики эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Разработаны две анкеты (для родителей и для педагогов) для оценки эмоционального благополучия дошкольников. Выявлена значимая связь между показателями: эмоционального благополучия детей дошкольного возраста и жизнестойкостью их родителей; особенностями детско-родительских отношений, особенностями супружеских взаимоотношений. С помощью факторного анализа выделены и описаны три группы детей с разным уровнем эмоционального благополучия и три группы родителей с разными уровнями жизнестойкости, имеющие детей с низким, средним и высоким уровнем эмоционального благополучия.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие дошкольника, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, детско-родительские отношения, супружеские конфликты, родительство, цифровая среда
Список литературы: Асмолов А.Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.08.2018). Блох М.Е. Личностные и социально-психологические характеристики женщин репродуктивного возраста с гинекологической патологией на этапе планирования беременности: дис. … канд. мед. наук. СПб, 2012. 162 с. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-пресс, 2003. 160 с. Захаров А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. СПб.: Каро, 2006. 672 с. Иванова Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. 2015. № 4. С. 174–178. Иванова Е.В. Жизнестойкость родителей и эмоциональное благополучие их детей дошкольного возраста в контексте современного образования // Качество. Инновации. Образование. 2019. № 1. С. 21–30. Иванова Е.В., Шаповаленко И.В. Комплексная оценка эмоционального благополучия дошкольника // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 2. С. 23–35. Кочетова Ю.А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. С. 77–86. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с. Луковцева З.В., Кулажина Д.Р. Актуальные проблемы профилактики жесткого обращения с детьми // Психология и право. 2013. № 3. С. 1–6. Марцинковская Т.Д. Новая эстетика транзитивности // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 61. С. 12. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1630-martsinkovskaya61 (дата обращения: 05.05.2018). Миланич Ю.М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 161 с. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности: дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2006. 175 с. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт Психотерапии, 2003. 319 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2015. 720 с. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: МГУ, 1988. 200 с. Фаустова И.В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. психол. наук. Елец, 2011. 213 с. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 c. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности: монография. М.: МПГУ, 2012. 280 c. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Академия, 2003. 176 c. Черниговская Т.В. Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание: монография. Санкт-Петербургский гос. ун-т; факультет свободных искусств и наук. 2-е изд. М.: Языки славянской культуры, 2013. 447 с. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: Изд-во АСТ, 2014. 288 c. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2008. 672 с. Ghimbulut O., Opre A. Assessing Resilience Using Mixed Methods: Youth Resilience Measure. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 78, pp. 310–314. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813008707 (access date: 08.08.2014). Homa K. The effect of social support on resilience: ProQuest Dissertations and Theses, 2012, pр. 51. URL: http://search.proquest.com/docview/1038969704?accountid=35419. (1038969704), (access date: 20.12.2013). Noorafshan L., Jowkar B., Hosseini F.S. Effect of Family Communication Patterns of Resilience among Iranian Adolescents. Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 84, pp. 900–904. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813017448 (access date: 23.06.2014). Obrist B. Wie Gesundheit und Resilienz zusammenhängen. Uni Nova, Wissenschaftsmagazin der Universität Basel, 2012, vol. 1. URL: https://www.unibas.ch/de/Forschung/Uni-Nova/Uni-Nova-119/Uni-Nova-119-Gesundheit.html (дата обращения: 20.03.2019). Raya A.F., Ruiz-Olivares R., Pino J., Herruzо J. Parenting Style and Parenting Practices in Disabled Children and its Relationship with Academic Competence and Behaviour Problems. Journal of Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, vol. 89, pp. 702–709. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813030498 (access date: 20.06. 2014). White K.E. An examination of locus of control, family dynamics, and resilience: How do they impact traumatic outcome?: ProQuest Dissertations and Theses, 2009, pр. 127. URL: http://search.proquest.com/docview/304848211?accountid=35419. (304848211), (access date: 18.12.2013).
Информация об авторе: Иванова Евгения Вячеславовна, факультет психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», г. Москва, Россия. E-mail: gsssss@mail.ru