4
Шендеровская Наталия Сергеевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Генетический анализ педагогического взаимодействия в японской школе
Шендеровская Н.С. Генетический анализ педагогического взаимодействия в японской школе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 25-31. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-25-31
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-25-31
УДК: 371
EDN: HKFOGZ
Дата приема статьи в публикацию: 25.04.2024
Аннотация: В статье представлен анализ основных социальных и историко-философских факторов, которые повлияли на формирование основ педагогического взаимодействия в школах Японии. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения педагогического взаимодействия в условиях современного мира, когда воспитание профессионально и социально компетентных работников, способных к творчеству в условиях быстро меняющейся реальности, является одной из главных задач образования. Было рассмотрено влияние дописьменного периода истории данной страны на формирование особенностей педагогического взаимодействия и способов передачи знаний при обучении учащихся. Также была рассмотрена роль дзэн-буддизма и конфуцианства в формировании образа учителя как ключевой фигуры и их влияние на выбор методов его взаимодействия с учениками, при этом делая акцент на обучении морали и этикету в средневековых школах. Анализ показывает, что важным этапом в становлении традиций коммуникации людей на Японском архипелаге (в области образования в том числе) является бесписьменный период, когда единственными формами общения были устная и невербальная. Рассмотренные факторы послужили предпосылкой выбора методов обучения через непосредственное восприятие информации и личностного подхода учителя как в средневековых школах, так и в рамках обучения традиционным видам искусств.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, образование в Японии, бесписьменное общество, невербальное взаимодействие, молчание, традиционные японские искусства, дзэн-буддизм, конфуцианство.
Список литературы: Воробьев М.В. Япония в III–VII вв. Этнос, общество, культура и окружающий мир / ред. С.А. Арутюнов. Москва: Наука: ГРВЛ, 1980. 350 с. Корнеева Е.Н. Субъектная регуляция образовательного взаимодействия: монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. 156 с. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. Москва: Эль-Фа, 1996. 93 с. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и проблемы переводимости. Москва: Наука, 1987. С. 3–11. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудис. Москва: НИИОП АПН СССР, 1980. 218 с. Максимова А.А. Основы педагогической коммуникации. Орск: Изд-во Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2012. 170 с. Мещеряков А.Н. Страна Япония: жить японцем. Санкт-Петербург: Петербургское Востоковедение, 2020. 504 с. Основы педагогического общения: учеб. пособие: курс лекций для студентов пед. вузов / В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. 2-е изд. Челябинск: Инновационный центр «РОСТ», 2012. 184 с. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: (этнопсихологические очерки). Москва: ВиМ, 1996. 400 с. Прошина Л.М. Эволюция педагогического взаимодействия в современном отечественном профессиональном образовании // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 21. С. 15–33. Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. Москва: Юрайт, 2018. 330 с. Сираева М.Н. Педагогические коммуникативные технологии: учеб. пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2020. 110 с. Стоногина Ю.Б. Ритуал как основа коммуникации в Японии // Япония: Ежегодник. 2013. С. 373–387. Торчинов Е.А. Предисловие (к главам из книги Д.Т. Судзуки «Основы дзэн-буддизма») // Реверс: альманах. 1992. № 1. С. 70–95. Япония. Как ее понять: очерки современной японской культуры / ред. Р.Дж. Дэвис, О. Икэно. Москва: АСТ: Астель, 2006. 317 с. Сугио Хироси. Теория педагогической коммуникации – переосмысление образования от «отношений». Токио: Китао:дзи сёбо:, 2011. 236 с. (杉尾宏、教育コミュニケーション論―「関わり」から教育を問い直す、2011北大路書房) Учебник педагогики: 12 глав для размышлений о педагогике / Кайдзука Сигэки, Ямада Кэйго. Токио: Бункасёбунхакубунся, 2008 (貝塚茂樹、山田恵吾 教育学の教科書。教育を考えるための12章、2008) Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии Японии: официальный сайт. Япония. URL: https://www.mext.go.jp/a_menu/shotou/new-cs/1383986.htm (дата обращения: 18.06.2022) Mean Programme for International Student Assessment (PISA) score of students in Japan from 2000 to 2018, by subject. URL: https://www.statista.com/statistics/1192811/japan-pisa-score-by-subject/ (дата обращения: 5.06.2022). Такахаси Сатоси, Теракоя: удивительная образовательная сила периода Эдо (高橋 敏、寺子屋:驚くべき江戸時代の教育力). https://www.nippon.com/ja/japan-topics/g01005/ (дата обращения: 5.06.2022). Такахаси Сатоси, Вакамоногуми (молодежные группы), поддерживавшие образовательную силу периода Эдо. Посвящение в самостоятельность (高橋 敏、江戸の教育力を支えた「若者組」 一人前へのイニシエイション). URL: https://www.sentankyo.jp/articles/8edfd72c-43d4-41b2-99c2-c540b6394d73 (дата обращения: 5.06.2022)
Информация об авторе: Шендеровская Наталия Сергеевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, shvnataliya@yandex.ru