11
Старостина Наталья Викторовна
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Петрищева Ольга Станиславовна
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
Проблема развития компетенции англоязычного академического письма на этапе магистратуры
Старостина Н.В., Петрищева О.С. Проблема развития компетенции англоязычного академического письма на этапе магистратуры // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, No. 1. С. 78-86. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-78-86
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-78-86
УДК: 811.11
EDN: IWIDLK
Дата приема статьи в публикацию: 07.03.2024
Аннотация: В статье обсуждаются проблемы обучения академическому письму в неязыковом вузе и возможности их решения. Представлен анализ исследований по данной тематике, показана актуальность темы для обучения студентов магистратуры в условиях необходимости осуществления международного научного взаимодействия. Приведены результаты исследования – анкетирования студентов-магистрантов по поводу их отношения к заданиям по академическому письму. Для интерпретирования результатов были использованы методы статистического анализа. Результаты анкетирования продемонстрировали противоречивое отношение к письменным заданиям при обучении английскому языку в магистратуре: подавляющее большинство студентов заявило о необходимости заданий по академическому письму, при этом магистранты в основном оценивают такие задания как неинтересные и неэффективные с точки зрения развития своих языковых компетенций. Одной из причин негативного отношения студентов к заданиям по академическому письму является дисбаланс в развитии языковых компетенций, при котором письменная компетенция развита хуже, чем чтение, говорение, аудирование. Обучающиеся не видят взаимосвязи в развитии всех видов речевой деятельности и имеют слабую мотивацию к изучению академического письма. Задача преподавателя – инкорпорировать задания по академическому письму в курс обучения английскому языку с учетом принципа взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности и особенностей потребностей обучаемых, актуализируя факторы самостоятельности и профессиональной ориентированности. Исследование показало нереализованный потенциал развития навыков, умений и мотивации в данной области.
Ключевые слова: академическое письмо, высшее образование в России, магистратура, мотивация в обучении, языковая компетенция, экстралингвистическая компетенция, курс общего английского языка.
Список литературы: Агеенко Н.В., Меньшенина С.Г., Доброва В.В., Лабзина П.Г. Практические аспекты формирования академической грамотности в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 117–127. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-7-117-127 Аленькина Т.Б. Особенности развития англоязычного академического письма в России: жанровый подход // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 5. С. 110–113. Базанова Е.М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 135–143. Базанова Е.М., Короткина И.Б. Российский консорциум центров письма // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 50–57. Боголепова С.В. Обучение академическому письму на английском языке: подходы и продукты // Высшее образование в России. 2016. № 1 (197). С. 87–94. Буркова И.Н. Магистрант 3++: портрет и новые запросы // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 10. С. 102–117. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117 Гез Н.И. Взаимоотношения между устной и письменной формами коммуникации: к вопросу о некоторых лингвистических особенностях диалогической речи // Иностранные языки в школе. 2015. № 8. С. 58–65. Глазова Е.Ю., Шепелева Н.Ю. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков на неязыковых специальностях в Костромском государственном университете // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 132–139. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-132-139 Добрынина О.Л. Проблемы англоязычного академического письма: лексические ошибки, причины их появления и стратегии коррекции // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. С. 75–83. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-75-83 Дугарцыренова В.А. Трудности обучения иноязычному академическому письму // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 106–112. Зашихина И.М. Академическое письмо: дисциплина или дисциплины? // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 2. C. 134–143. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-134-143 Короткина И.Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. С. 64–74. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-10-64-74 Короткина И.Б. Непростая история: научное письмо от классической риторики до риторики и композиции // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 12. С. 75–86. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-12-75-86 Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Современное лингвистическое образование: перспективы развития: коллектив. монография. Москва: ФГБОУ ВО МГЛУ, 2018. 253 с. Крячков Д.А. Иностранный язык в магистратуре неязыкового вуза в зеркале учебника // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2016. № 16 (755). С. 70–81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inostrannyy-yazyk-v-magistrature-neyazykovogo-vuza-v-zerkale-uchebnika (дата обращения: 11.05.2023). Макович Г.В. Развитие компетенций академического письма как инструмент реализации государственной программы по повышению конкурентоспособности науки и образования // Вопросы управления. 2018. № 1 (50). С. 12–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompetentsiy-akademicheskogo-pisma-kak-instrument-realizatsii-gosudarstvennoy-programmy-po-povysheniyu (дата обращения: 12.05.2023). Островская Е.С., Вышегородцева О.В. Academic writing: концепция и практика академического письма на английском языке // Высшее образование в России. 2013. № 7. C. 104–113. Остроглазова Н.А. Концептуализация социокультурной идентичности в глобальном аналитическом медиадискурсе (на примере издания The Economist): дис. … канд. филос. наук. Москва, 2023. 235 с. Остроглазова Н.А., Старостина Н.В. Лекция-презентация как инструмент внедрения инноваций в вузе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 6. С. 97–107. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-6-97-107 Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++) по направлениям магистратуры. URL: http://fgosvo.ru (дата обращения: 10.05.2023). Чуйкова Э.С. Академическое письмо: какое содержание актуально для России? // Высшее образование в России. 2016. № 12 (207). С. 59–67. Шпит Е.И., Куровский В.Н. Англоязычное академическое письмо в структуре отечественного высшего образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, No. 2. С. 83–91. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-2-83-91 Ястребова Е.Б., Кравцова О.А. Острые вопросы языкового образования в вузах (размышления после круглого стола) // Иностранные языки в школе. 2016. № 2. C. 19–27. Bui H.P., Nguyen L.T., Nguyen T.V. An Investigation into EFL Preservice Teachers’ Academic Writing Strategies, Heliyon, 2023, vol. 9 (e13743), pp. 1-11. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13743 Chuikova E.S. Ways to Support Student’s Motivation in Academic Writing Course. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2015, No. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ways-to-support-student-s-motivation-in-academic-writing-course (access date: 12.05.2023). Grech V. WASP (Write a Scientific Paper): Optimisation of Power Point Presentations and Skills. Early Human Development, 2018, vol. 125, pp. 53-56. https://doi.org/10.1016/j.earlhumdev.2018.06.006 Hyland K. English for Academic Purposes. The Routledge Companion to English Studies. London, Routledge, 2014, 346 p. Komochkina E.A., Yarotskaya L.V. Integrative Teaching Strategy for Developing Writing Skills in Non-Linguistics Master Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2020, vol. 29, No. 5, pp. 64-72. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-5-64-72 Korotkina I.B. Teaching Academic English Corpus Through Word-formation. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 2019, vol. 28, No. 2, pp. 94-103. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-2-94-103 Krapivina M.Yu. Independent work of university students in learning a foreign language. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28, No. 3, pp. 165-169. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-3-165-169 Langer J.A. Learning through writing: Study skills in content areas. Journal of Reading, 1986, vol. 29, pp. 400-406. Li J., Antonenko P.D., Wang J. Trends and Issues in Multimedia Learning Research in 1996–2016: A Bibliometric Analysis. Educational Research Review, 2019, vol. 28, pp. 1-21. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2019.100282 Mayer R.E. Incorporating Motivation into Multimedia Learning. Learning and Instruction, 2017, vol. 29, pp. 171-173. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2013.04.003 Tardy C. The Role of English in Scientific Communication: Lingua Franca or Tyran-nosaurus Rex? Journal of English for Academic Purposes, 2004, No. 3, pp. 247-269. https://doi.org/10.1016/j.jeap.2003.10.001
Информация об авторе: Старостина Наталья Викторовна, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, Россия, n.starostina@inno.mgimo.ru, https://orcid.org/0000-0002-3481-6599
Информация о соавторе: Петрищева Ольга Станиславовна, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Москва, Россия, o.petrischeva2017@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0000-7909-5513