- 7
- Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ
- Кагермазова Л.Ц., Масаева З.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 1. С. 51-57. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-51-57
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-51-57
- УДК: 159.9:616
- EDN: ALJZSO
- Дата приема статьи в публикацию: 20.03.2024
- Аннотация: Статья посвящена исследованию ценностно-смысловой сферы личности студентов, склонных к употреблению психоактивных веществ. Отмечается важность своевременной организации коррекционной работы по преодолению аддиктивного поведения. В статье рассматриваются факторы, определяющие возникновение зависимого поведения, классификации мотивов формирования зависимых форм поведения личности в студенческом возрасте. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к изучению возникновения аддиктивных форм поведения личности. В эмпирической части исследования описаны структура, методы и результаты исследования отношения личности студента к психоактивным веществам. Установлена взаимосвязь между ценностно-смысловыми характеристиками и отношением к психоактивным веществам.
- Ключевые слова: аддиктивное поведение, ценностно-смысловая сфера личности, студенческий возраст, направленность к психоактивным веществам, факторы зависимых форм поведения личности
- Список литературы: Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. Москва: Смысл, 2001. 416 с. Бузина Т.С. Особенности мотивационной сферы потребителей психоактивных веществ // Медицинская психология в России: электрон. науч. журнал. 2011. № 6. С. 16–18. URL: http://medpsy.ru Грязнов А.Н. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов // Казанский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 10–14. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Влияние психолого-педагогического тренинга на социально-психологическую адаптацию студентов к образовательной среде вуза // Шаг в науку: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. Грозный, 2021. С. 508–512. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Психолого-педагогические условия и технологии преодоления нарушения идентичности в молодежной среде // Общество, педагогика, психология: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. 2020. С. 159–161. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В., Масаева З.В. Психолого-педагогические особенности взаимосвязи субъективного контроля и тревожности студентов в практике учебного процесса университета // Педагогическая деятельность как творческий процесс: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (с междунар. участием). 2020. С. 282–293. Кагермазова Л.Ц., Абакумова И.В. Школа – территория без наркотиков. Ранняя профилактика наркомании и токсикомании в образовательных учреждениях: учеб. пособие. Махачкала: Алеф, 2018. 208 с. Кириллова О.В., Шубникова Е.Г. Профилактика потребления психоактивных веществ как фактор защиты от риска развития зависимого поведения молодежи // Молодежный экстремизм: истоки, предупреждение, профилактика: материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. / Московский психолого-социальный университет. 2014. С. 156–160. Лазаренко Д.В. Психологические факторы, определяющие склонность студентов вузов к аддиктивному поведению // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2016. № 2 (25). С. 88–93. Мардасова Т.А. Потенциал концепции зависимой личности: вопросы современной аддиктологии // Человек в трудной жизненной ситуации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Барнаул, 28 ноября 2014 г.). Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. С. 182–186. Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. Психологическая безопасность в образовании // Шаг в науку: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. 2019. С. 219–223. Панина С.В., Шатохина Л.В. Проявление форм девиантного поведения в юношеском возрасте как следствия индивидуально-типологических особенностей личности // Совершенствование профессиональной подготовки психологов для подразделений органов внутренних дел: сб. материалов межведомственной науч.-практ. конф. 2020. С. 330–334. Пономарева А.П., Родионова В.И., Пономарев П.А. Проблемы девиантного поведения молодежи problems of deviant behavior of youth // Проблемы и перспективы развития науки в России и мире // Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф.: в 7 ч. 2016. С. 216–221. Савченко Д.В., Доленко А.А. Актуальность исследования эмоционально-мотивационной сферы личности, зависимой от психоактивных веществ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2017. № S1. С. 137–141. Степанова Н.В., Салимова Е.А. Ценностно-смысловое содержание личности и совладающее поведение у больных алкоголизмом // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7-2 (97). С. 105–109. Ritakallio M. Brief report: delinquent behaviour and depression in middle adolescence: a Finnish community sample, M. Ritakallio, R. Kaltiala-Heino, J. Kivivuori. J. of Adolescence, 2005, vol. 28, рр. 155-159. Schwartz S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? J. of Social Issues, 1994, vol. 50, pp. 19-45. Schwartz S.H., Bilsky W. Towards a psychological structure of human values. J. of Personality and Social Psychology, 1987, vol. 53, pp. 550-562.