1
Байбородова Людмила Васильевна
Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского
Принципы формирования духовно-нравственных ценностей в процессе изучения учебных предметов
Байбородова Л.В. Принципы формирования духовно-нравственных ценностей в процессе изучения учебных предметов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 5-11. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-5-11
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-5-11
УДК: 372.8
Дата приема статьи в публикацию: 15.03.2023
Аннотация: В статье обосновывается актуальность формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые перечисляются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, подчеркивается роль педагогов, возможности учебных предметов в формировании у школьников духовно-нравственных ценностей, называются подходы, которые важно учитывать при решении этой проблемы. На основе изучения литературы, актуальных подходов и вызовов общества, проблем воспитания и обучения, а также результатов исследований особенностей современных детей, их потребностей определяются принципы формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Дается краткая характеристика следующих принципов: духовно-нравственная направленность освоения учебного предмета; целенаправленность, сознательность и активность учебной деятельности ребенка; индивидуализация, уровневость, вариативность обучения; ризомоподобное обучение и гибкость организации учебной деятельности школьников; сотрудничество и созидательное сотворчество; проблемность и дискуссионность; эмоциональная отзывчивость и эмпатийное взаимодействие; визуализация обучения. Определяются условия, обеспечивающие эффективность формирования традиционных духовно-нравственных ценностей: обеспечение интеграции учебной и внеучебной деятельности, дополнительного образования школьников, межпредметных связей в процессе освоения учебного материала по предмету; развитие взаимодействия педагогов и семьи ребенка; использование ресурсов социума при организации учебной деятельности детей.
Ключевые слова: традиционные российские духовно-нравственные ценности, подходы, принципы, учебный предмет, школьники, педагогические условия
Финансирование и благодарности: Статья подготовлена в рамках выполнения Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Научно-методическое обеспечение формирования традиционных российских духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста в рамках реализации Федеральной образовательной программы начального общего образования».
Список литературы: Багдасарян В.Э. Традиционные ценности: стратегия цивилизованного возрождения. Ярославль: СПК, 2022. 256 с. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная деятельность: учебник. Москва: КНОРУС, 2023. 402 с. Бездухов В.П. Воспитание добродетелей молодого поколения как фактор сохранения традиционных ценностей // Духовная безопасность и традиционализм: избранные материалы междунар. науч.-просвет. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: Веси, 2023. С. 15–21. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: концептуальные основы. Шуя: ГОУ ВПО «ШГПУ», 2008. 179 с. Гарифуллин Р.Р. Основы постмодернистской педагогики: монография. Казань: Бриг, 2021. 127 с. Елкина И.М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение // Философские науки, 2016. № 11. С. 82–95. Гречушкина Н.В. Педагогика онлайн-курсов: ризоматическое обучение // Проблемы современного образования. 2020. № 4. С. 161–171. Курносова С.А. Технология воспитания эмоциональной отзывчивости у младших школьников // Мир науки, культуры, образования, 2012. № 1 (32). С. 194–196. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание современной молодежи. Москва: Русайнс, 2020. 342 с. Макарова Е.А., Писаренко В.И. Визуализация как одна из стратегий создания инновационной образовательной среды // Известия Южного федерального университета. Сер.: Технические науки. 2011. № 12. С. 260–264. Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 01.04.2023). Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие. Москва: Владос, 2002. 156 с. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / под ред. В.А. Сластенина. 10-е изд., перераб. Москва: Академия, 2011. 608 с. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва: Сфера, 2008. 220 с. Тамарская Н.В., Белова О.В. Родителям поколения Z. Как перестать беспокоиться и помочь своему ребенку в эпоху стремительных перемен. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. 109 с. Тонких В.А. Духовно-нравственные традиции русского народа: становление и эволюция // Духовная безопасность и традиционализм: избр. материалы междунар. науч.-просвет. конф. / отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: Веси, 2023. С. 164–169. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. Москва; Ленинград: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 154.
Информация об авторе: Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, lvbai@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4440-5013.