- 10
- Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем
- Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Романова А.В. Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 70-76. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-70-76
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-70-76
- УДК: 159.9:37
- Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2022
- Аннотация: Конструктивные стратегии совладающего поведения являются важнейшим ресурсом и механизмом профилактики эмоционального выгорания педагогов, риск развития которого возрастает с увеличением педагогического стажа. Авторы указывают, что результаты научных работ, направленных на изучение копинг-стратегий педагогов с различным стажем профессиональной деятельности, неоднозначны. В статье проводится сравнительный анализ структуры копинг-поведения педагогов со стажем профессиональной деятельности до 5 лет, 6–15 лет и более 16 лет. В качестве методов исследования авторами используются опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.Л. Крюковой и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла. Выявлено, что у педагогов с минимальным и максимальным стажем профессиональной деятельности отмечается ряд сходных особенностей совладающего поведения: высокий уровень копинга, ориентированного на избегание, взаимосвязь просоциальных стратегий и социального отвлечения, а также значимые связи манипулятивной и асоциальных стратегий. Структура копинг-поведения педагогов со стажем менее 5 лет характеризуется наиболее низкими показателями использования проблемно ориентированного копинга, просоциальных стратегий и индекса конструктивности копинга в целом. Зафиксированы высокие показатели эмоционально ориентированного копинга у педагогов со стажем более 16 лет. Авторы отмечают, что с увеличением стажа растут показатели проблемно ориентированного копинга и просоциальных копинг-стратегий.
- Ключевые слова: копинг-стратегии, педагоги-предметники, стаж педагогической деятельности, структура совладающего поведения.
- Список литературы: Артемьева Т.В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 79–82. Вачков И.В., Савенкова М.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 84–95. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. С. 251–260. Калашникова М.Б., Широков Ю.С. Особеннсти копинг-стратегий педагогов // Психология обучения. 2010. № 1. С. 71–81. Киселева А.А., Козлов В.В., Кузьмин М.Ю. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2019. Т. 27. С. 45–57. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности копинг-поведения педагогов различного стажа и специальности // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 641–655. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова: Авантитул, 2010. 61 с. Кухтерина Г.В., Федина Л.В. Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN216.pdf (дата обращения: 10.07.2022). Маршалкин А.П., Труфанова Г.К., Хлыстова Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального выгорания с проявлениями алекситимии и агрессии у педагогов системы специального образования // Специальное образование. 2019. № 1 (53). С. 102–112. Первитская А.М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий педагогов с различным стажем // Вестник Курганского государственного университета. 2013. № 4. С. 92–95. Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности эмоционального выгорания педагогических работников в зависимости от стажа // Вестник психофизиологии. 2022. № 2. С. 114–123. Якубенко О.В., Зарипова Т.В., Ожогова Е.Г. Особенности деструктивных профессиональных изменений у педагогов на разных этапах профессионального развития // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 144–147.