10
Брагина Елена Александровна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Белозерова Лилия Алмазовна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Романова Анна Владимировна
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем
Брагина Е.А., Белозерова Л.А., Романова А.В. Копинг-поведение педагогов с различным профессиональным стажем // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 70-76. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-28-4-70-76
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-70-76
УДК: 159.9:37
Дата приема статьи в публикацию: 24.10.2022
Аннотация: Конструктивные стратегии совладающего поведения являются важнейшим ресурсом и механизмом профилактики эмоционального выгорания педагогов, риск развития которого возрастает с увеличением педагогического стажа. Авторы указывают, что результаты научных работ, направленных на изучение копинг-стратегий педагогов с различным стажем профессиональной деятельности, неоднозначны. В статье проводится сравнительный анализ структуры копинг-поведения педагогов со стажем профессиональной деятельности до 5 лет, 6–15 лет и более 16 лет. В качестве методов исследования авторами используются опросник «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.Л. Крюковой и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла. Выявлено, что у педагогов с минимальным и максимальным стажем профессиональной деятельности отмечается ряд сходных особенностей совладающего поведения: высокий уровень копинга, ориентированного на избегание, взаимосвязь просоциальных стратегий и социального отвлечения, а также значимые связи манипулятивной и асоциальных стратегий. Структура копинг-поведения педагогов со стажем менее 5 лет характеризуется наиболее низкими показателями использования проблемно ориентированного копинга, просоциальных стратегий и индекса конструктивности копинга в целом. Зафиксированы высокие показатели эмоционально ориентированного копинга у педагогов со стажем более 16 лет. Авторы отмечают, что с увеличением стажа растут показатели проблемно ориентированного копинга и просоциальных копинг-стратегий.
Ключевые слова: копинг-стратегии, педагоги-предметники, стаж педагогической деятельности, структура совладающего поведения.
Список литературы: Артемьева Т.В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 79–82. Вачков И.В., Савенкова М.А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 84–95. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. С. 251–260. Калашникова М.Б., Широков Ю.С. Особеннсти копинг-стратегий педагогов // Психология обучения. 2010. № 1. С. 71–81. Киселева А.А., Козлов В.В., Кузьмин М.Ю. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2019. Т. 27. С. 45–57. Киселева А.А., Кузьмин М.Ю., Козлов В.В. Особенности копинг-поведения педагогов различного стажа и специальности // Интеграция образования. 2020. Т. 24, № 4 (101). С. 641–655. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова: Авантитул, 2010. 61 с. Кухтерина Г.В., Федина Л.В. Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Мир науки: интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 2. URL: http://mir-nauki.com/PDF/43PSMN216.pdf (дата обращения: 10.07.2022). Маршалкин А.П., Труфанова Г.К., Хлыстова Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального выгорания с проявлениями алекситимии и агрессии у педагогов системы специального образования // Специальное образование. 2019. № 1 (53). С. 102–112. Первитская А.М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий педагогов с различным стажем // Вестник Курганского государственного университета. 2013. № 4. С. 92–95. Халфина Р.Р., Политика О.И., Хахлова О.Н. Психологические особенности эмоционального выгорания педагогических работников в зависимости от стажа // Вестник психофизиологии. 2022. № 2. С. 114–123. Якубенко О.В., Зарипова Т.В., Ожогова Е.Г. Особенности деструктивных профессиональных изменений у педагогов на разных этапах профессионального развития // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020. № 3 (28). С. 144–147.
Информация об авторе: Брагина Елена Александровна, кандидат психологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, bragina24@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-8833-0634
Информация о соавторе: Белозерова Лилия Алмазовна, кандидат биологических наук, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, bla-130880@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-1334-9944
Информация о соавторе: Романова Анна Владимировна, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Ульяновск, Россия, s.anya.romanova@mail.ru