- 6
- Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных ошибочному поведению, с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе в модификации А.Г. Асмолова
- Башкатов С.А., Шахов А.А. Анализ отечественных диссертационных исследований, посвященных ошибочному поведению, с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе в модификации А.Г. Асмолова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 3. С. 41-48. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-41-48
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-3-41-48
- УДК: 159.9
- Дата приема статьи в публикацию: 05.07.2021
- Аннотация: В обзорной статье в контексте обсуждения актуальной проблемы выяснения причин ошибочного поведения и разработки подходов к его коррекции на основании анализа литературных источников обосновывается гипотеза о том, что ошибки поведения во всем их многообразии являются следствием актуализации установок разного уровня организации. Научная новизна исследования заключается в том, что для достижения этой цели впервые проведен сравнительный анализ ошибочного поведения с позиций классической теории установки Д.Н. Узнадзе и с позиций модификации этой теории А.Г. Асмоловым, согласно которой деятельность человека стабилизируется тремя видами установок разного уровня организации: операциональными, целевыми и смысловыми. Для фактологической аргументации результатов проведенного анализа изучены все диссертации (46), защищенные в России за последние 30 лет в рамках исследования ошибочного поведения. В этих работах описаны и обсуждены ошибки, которые можно условно подразделить на три основные большие группы: ошибки автоматические, ошибки недостижения цели и ошибки смысла деятельности. Эти группы ошибок имеют признаки уровневых установок, что подтверждает гипотезу, сформулированную в настоящей статье. Предлагается разработка подходов к коррекции ошибочного поведения на основе психологических механизмов формирования и коррекции установок разного уровня организации в рамках концепции установочной деятельности А.Г. Асмолова.
- Ключевые слова: ошибочное поведение, теория установки, операциональные, целевые, смысловые установки
- Список литературы: Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). СПб.: Изд-во ДНК, 2000. 528 с. Андриянова Н.В. Возникновение устойчивых ошибок в процессе сенсомоторного научения и способы их коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2016. 23 с. Артищева Е.К. Система коррекции знаний студентов в вузе на основе педагогической диагностики: автореф. дис. … докт. пед. наук. Калининград, 2014. 48 с. Ашинова И.В. Методика предупреждения и преодоления синтаксических ошибок в русской речи учащихся-кабардинцев (на материале словосочетаний): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 14 с. Бавасулейманова Ф.А. Профилактика ошибок в письменной речи студентов языкового вуза (английский язык, начальный этап): автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2007. 26 с. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Институт психологии РАН, 1998. 288 с. Большакова И.Г. Ошибки в разработке и применении тестов на владение иностранным (английским) языком: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2017. 25 с. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2007. 672 с. Бородкина Е.Ю. Предупреждение речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 26 c. Бризе И. Методика использования текстов с запрограммированными ошибками для развития языковой компетенции студентов лингвистического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 23 с. Дворянникова Е.В. Ошибочные действия учащегося: генезис, типология, профилактика (на материале обучения музыке): автреф. дис. … канд. пед. наук. М., 2012. 26 с. Имедадзе И.В. Категория поведения и теория установки: автореферат дис. … докт. психол. наук. Тбилиси, 1989. 44 с. Клейменова Т.М. Дифференцированная коррекция речевых ошибок как дидактический прием, активизирующий речевую деятельность студентов (на материале обучения английскому языку в неязыковом вузе): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1989. 18 с. Клочков Ю.Б. Грамматические ошибки японских учащихся в речи на русском языке: пути предупреждения и устранения: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1999. 25 с. Колосова В.А. Совершенствование системы методической работы с математическими ошибками школьников (на материале курса математики 5–6 классов средней школы): автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск, 1998. 17 с. Кондакова Н.Н. Методика предупреждения ошибок в иноязычной письменной речи (английский язык, языковый вуз): автореф. дис. … канд. пед. наук. Тамбов, 2006. 26 с. Копыловская М.Ю. Лингводидактический потенциал коммуникативных ошибок в обучении официально-деловой письменной коммуникации на английском языке (для студентов гуманитарных специальностей): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с. Ларина Н.А. Дидактические функции ошибок: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк, 2005. 24 с. Майкова Н.С. Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок учащихся при обучении геометрии (на материале курса геометрии 7–9 классов): автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2009. 20 с. Минь Л. Формирование языковой компетенции китайских студентов при изучении русского языка: типовые ошибки в монологической и диалогической речи и пути их преодоления: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 24 с. Назина Л.И. Методика работы с ошибками в устной и письменной иноязычной речи студентов 1 курса языкового факультета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Л., 1990. 16 с. Норман Д. Дизайн привычных вещей. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. 384 с. Носов Н.А. Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора: автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 1994. 46 с. Пашкова Г.И. Преодоление диалектных фонетических ошибок во внеклассной работе по русскому языку в сельской школе продленного дня (в условиях южнорусских говоров Белгородской области): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1987. 21 с. Подуровский В.М. Ошибочные действия учащихся-музыкантов как психолого-педагогическая проблема: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 28 с. Рыжкова А.Н. Типичные ошибки при решении психодиагностических задач: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2010. 21 с. Тарасова О.А. Предупреждение типичных ошибок учащихся в процессе обучения алгебре посредством формирования и использования рефлексивной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. 24 с. Тямина И.Ю. Методика работы над орфоэпическими ошибками учащихся сельских начальных школ в современной социокультурной ситуации: автореф. дис. … канд. пед. наук. Орел, 1998. 18 с. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 416 с. Уланова С.А. Обучение студентов-филологов комментированию интерферентных ошибок учащихся национальной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 24 с. Христолюбова Т.А. Система пропедевтической работы по предупреждению грамматических ошибок (на материале изучения имени существительного в 6-м классе): автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 24 с. Шаренда Н.В. Методика формирования умения слышать ошибки в устной речи учащихся (на материале французского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1996. 26 с. Чукотаев М.Н. Устойчивые ошибки по алгебре и началам анализа и способы их устранения: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1992. 17 с. Bechtereva N.P., Shemyakina N.V., Starchenko M.G., Danko S.G., Medvedev S.V. Error detection mechanisms of the brain: Background and prospects. International Journal of Psychophysiology, 2005, vol. 58, № 2–3, pp. 227–234. Reason J. Human error: models and management. Western Journal of Medicine, 2000, vol. 172, № 6, pp. 393–396.