- 13
- Концепт-карты как инструмент реализации внутридисциплинарных и междисциплинарных связей в образовательном процессе высшей школы
- Чередникова А.В., Землякова И.В. Концепт-карты как инструмент реализации внутридисциплинарных и междисциплинарных связей в образовательном процессе высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2024. Т. 30, № 2. С. 91-96. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-91-96
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-2-91-96
- УДК: 378
- EDN: MTRZXQ
- Дата приема статьи в публикацию: 18.04.2024
- Аннотация: В статье рассматривается вопрос использования концептуальных карт в качестве средства реализации интегративного подхода к процессу обучения дисциплинам математического блока студентов бакалавриата по направлению «Информационная безопасность». Современные криптографические системы защиты информации основаны на алгебраических структурах, центральное место среди которых занимают кольца классов вычетов по модулю n. В работе предлагается концептуальное картирование в качестве визуального аналитического инструмента связей между различными алгебраическими структурами в рамках математических и профессиональных дисциплин. Построена концептуальная карта, в фокусе которой находится сложное для понимания студентов абстрактное понятие «кольцо классов вычетов по модулю n». В качестве программного обеспечения для создания карты была выбрана программа XMind. В процессе построения концептуальной карты выявились существующие внутридисциплинарные и междисциплинарные связи в рассматриваемой предметной области между дисциплинами дискретная математика, теория информации и кодирования, дополнительные главы высшей математики, математические основы криптологии, методы и средства криптографической защиты информации. Это позволило эффективно распределить теоретический и связанный с ним практический материал по рабочим программам дисциплин математического и профессионального блоков, продумать методику обучения, обеспечивающую интеграцию образовательного процесса.
- Ключевые слова: когнитивная визуализация, концепт-карта, образовательный процесс, внутридисциплинарные связи, междисциплинарные связи, интегративный подход в обучении, преподавание математики
- Список литературы: Адамко М.А. Содержательные аспекты интегративного подхода в вузовском процессе изучения английского языка // Вестник ТвГУ. Серия: Педагогика и психология. 2016. Вып. 3. С. 96–104. Гаврилова Т.А., Кудрявцев Д.В., Муромцев Д.И. Инженерия знаний. Модели и методы: учебник. Санкт-Петербург: Лань, 2016. 324 с. Гаврилова Т.А., Лещева И.А., Страхович Э.В. Об использовании визуальных концептуальных моделей в преподавании // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер.: Менеджмент. 2011. Вып. 4. С. 124–150. Молчанов К.А., Молчанов А.С. История возникновения, текущее состояние и перспективы развития картирования и визуализации знаний // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11, № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN423.pdf Муромцев Д.И. Концептуальное моделирование знаний в системе Concept Map. Санкт-Петербург: СПб ГУ ИТМО, 2009. 83 с. Официальный сайт программы Xmind. URL: https://xmind.app (дата обращения: 01.05.2024). Погребнова А.Н. К вопросу об актуальности метода когнитивной визуализации и его применении к решению различных учебных задач в контексте высшей школы // Педагогический журнал. 2017. Т. 7, № 4А. С. 230–246. Погребнова А.Н. Концепт-карта как инструмент познания в контексте развития навыков 21 века // Профессиональное лингвообразование: материалы XII междунар. науч.-практ. конф. 2018 г. Нижний Новгород: НИУ РАНХиГС, 2018. С. 242–250. Поллак Г.А. Современные технологии анализа информации: учеб. пособие. Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. 115 с. Что такое концептуальная карта и как её создать? URL: https://lucidspark.com/ru/blog/what-is-a-concept-map (дата обращения: 01.05.2024). Novak J.D., Cañas A.J. The theory underlying concept maps and how to construct them. Florida Institute for Human and Machine Cognition, 2006, vol. 1, No. 1, pp. 1-31.