recenzija-vestnik-pip-2024-ru.pdf |
- 17
- Рецензия на коллективную монографию «Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики»
- -
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2024-30-1-120-121
- УДК: 37.01
- EDN: ZXKGUA
- Дата приема статьи в публикацию: 06.06.2024
- Аннотация: Современная образовательная практика во многом основана на экзистенциальном подходе. Важно создавать условия для развития и саморазвития ребенка с учетом его индивидуальности, неповторимости. При этом обретение человеком себя, своего человеческого образа происходит на основе развития субъектности. Это позволяет растущему человеку не просто познавать мир, а изменять его, а изменяя мир, меняться самому. Представленные идеи подтверждают значимость и своевременность представленной к рецензированию монографии. Содержание монографии прорабатывалось и осмысливалось авторами в течение многих лет педагогической и научно-исследовательской практики. Данный труд, представляющий собой результаты многолетних исследований авторов монографии, претендует стать руководящим методологическим источником для сторонников экзистенциального подхода. Идеи монографии имеют под собой глубокие теоретические и исторические обоснования и подтверждены многолетней успешной практикой работы с детьми ее авторов. Рецензируемая работа раскрывает характерные особенности новых педагогических идей, соответствующих условиям развития современного ребенка. Одно из ведущих мест в этом ряду новых идей занимает экзистенциальная педагогика. Обращение к экзистенциальной педагогике в настоящее время обусловлено сменой социально-общественной парадигмы обучения, направленности педагогов на внутренний мир обучающегося, постижению внутренних смыслов и ценностей образования. В связи с этим авторы монографии называют один из главных смыслов экзистенциальной педагогики: выделение в качестве идеальной цели – формирование человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально задействуя свои потенциалы и реализуя себя в социально-значимой деятельности. Воспитание свободного человека предполагает формирование готовности к действиям, проявляющейся в выполнении ребенком реальных социальных действий, их осмысленности и саморегуляции поведения. По мнению авторов, это направление современной педагогической мысли ориентировано на инициацию жизненного самоопределения каждого воспитанника, на саморазвитие его личностных качеств. На основе многолетних исследований, авторами были разработаны теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики, которые и представлены в данной монографии. Авторы справедливо считают, что развитие экзистенциальной сферы индивидуальности посредством воспитания духовно-нравственных ценностей является ядром всего процесса воспитания современного молодого человека. Без работы по воспитанию этих ценностей невозможно существование гражданского общества и правового государства, о которых мы так часто говорим сегодня. Поэтому возрастает актуальность разработки и внедрения воспитательных технологий, для совершенствования которых могут быть привлечены идеи выдающихся мыслителей прошлого. Отметим также, что ценностью считается внутреннее основание воспитанника, состоящее в представлении о наиболее важных, главных, значимых и определяющих условиях своего существования в обществе. Без ценностей нет индивидуальности, нет самоопределения, нет развития. В соответствии со своими ценностями ребенок определяет свою деятельность, оценивает себя и других людей. Ценность выступает как своеобразный эквивалент, критерий для выбора, способ измерения деятельности. Для успешной воспитательной деятельности педагогам необходимо определить содержание ценностей, что может стать основанием для формирования внутренней потребности личности пользоваться ценностями при определении целей, которые во многом являются производными от ценностей. Особенно хочется отметить, что авторы достаточно подробно рассматривают феномен ситуативной доминанты обучающегося. Ситуативная доминанта – это актуализированное внутреннее состояние человека, созданное посредством взаимоотношения и взаимодействия его с обстоятельствами внешнего мира: учителем, учениками, событиями настоящего момента в конкретной ситуации. К необходимым педагогическим условиям формирования, развития и проявления ситуативной доминанты обучающегося авторы относят наличие альтернативы, то есть выбора учеником разных возможных способов и вариантов учебного действия. Для того, чтобы в специально созданной образовательной ситуации была возможность сделать осознанный альтернативный выбор, в ней должно быть наличие нескольких равнозначных вариантов развития. Равнозначность вариантов выбора – необходимое педагогическое условие конструирования учебных ситуаций. При этом акцент в педагогической деятельности, считают авторы монографии, должен быть сделан на педагогическом сопровождении экзистенциального выбора. Педагогическое сопровождение жизненных событий – это процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих обучающемуся понять возникающую жизненную ситуацию и обеспечивающих его саморазвитие на основе рефлексии происходящих событий. Вполне обоснованно авторы выделяют три компонента педагогического сопровождения: пропедевтический, актуальный, рефлексивный. Пропедевтический компонент предполагает формирование социальной компетентности детей в процессе специальных проводимых с ними занятий. Актуальный компонент предполагает конкретную деятельность педагога в период возникновения реальной учебной ситуации, требующий помощи и поддержки взрослых людей. Рефлексивный компонент или компонент последействия предполагает осмысление происходящего и проектирование определенных действий в будущем. Таким образом педагогическое сопровождение является важным фактором реализации воспитательного потенциала событий, обеспечивая с одной стороны адекватную оценку происходящих событий, с другой оценка школьником своего личностного потенциала на основе рефлексии. В монографии представлено большое количество (56) таблиц, представляющих различные обобщения теоретических обобщений и практической деятельности. Кроме того, впечатляет обширный список литературы, свидетельствующий о том, что авторы подошли к рассматриваемой проблеме довольно широко и неформально. Представленные характеристики монографии говорят о ее несомненной теоретической и прикладной ценности и значимости. Содержание монографии может стать настольной книгой для педагогов и специалистов, работающих с детьми на всех ступенях образования в организациях разного типа и вида. Коллективная монография «Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики» под редакцией М.И. Рожкова рекомендуется к широкому использованию в педагогической практике и в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов и психологов.
- Ключевые слова: -
- Список литературы: Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: коллективная монография. – в 2-х тт. / под науч. Ред. М.И. Рожкова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2023