18
Воронцов Дмитрий Борисович
Костромской государственный университет
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет
Скрябина Ольга Борисовна
Костромской государственный университет
Ландшафт практик воспитательной деятельности и молодежной политики в вузах (на основе опыта проведения смотра-конкурса лучших практик реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности в университете)
Воронцов Д.Б., Воронцова А.В., Скрябина О.Б. Ландшафт практик воспитательной деятельности и молодежной политики в вузах (на основе опыта проведения смотра-конкурса лучших практик реализации молодежной политики и организации воспитательной деятельности в университете) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 133-141. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-133-141
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-133-141
УДК: 378
EDN: JGWFTH
Дата приема статьи в публикацию: 01.12.2023
Аннотация: Статья посвящена анализу сущностных характеристик практик воспитательной деятельности и молодежной политики в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации. Авторы анализируют крупный массив данных, в состав которого входило описание 581 практики, полученное в ходе смотра-конкурса лучших практик воспитательной деятельности и молодежной политики, организованного Министерством науки и высшего образования РФ в 2022 году. В статье характеризуется целевой, содержательный, технологический, субъектный профили практик воспитания и молодежной политики. Авторы приходят к выводу о том, что вузы сформировались как интегративный субъект воспитательной деятельности и молодежной политики. Проведенный анализ позволил зафиксировать несколько значимых характеристик, определяющих современный ландшафт воспитания в вузах: дисбаланс целевой группы практик (доминируют студенты бакалавриата младших курсов); закрытость университетской системы воспитательной работы; доминирование организаторов воспитательной работы в субъектном профиле практик; недостаточность технологизации практик; недостаточное развитие механизмов оценки эффективности практик воспитания. Выявленные характеристики и барьеры могут стать основой для продолжения развивающейся в сообществе проректоров по воспитательной деятельности и молодежной политике дискуссии о перспективных направления развития воспитания в вузах и стать основой для внедрения эффективных форматов воспитания, сообразного государственному запросу, особенностям университетской среды и организации и запросу студентов.
Ключевые слова: воспитание в вузе, воспитание студентов, воспитательные практики, смотр-конкурс, воспитательная деятельность, молодежная политика.
Финансирование и благодарности: Исследование выполнено в рамках государственного задания FZEW-2023-0008 по теме «Исследовательско-конструктивный подход как интегративное основание реализации молодёжной политики и воспитательной деятельности в вузе».
Список литературы: Азаров Ю.П. «Радость учить и учиться»: педагогика гармоничного развития. Москва: Политиздат, 1989. 333 с. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. Москва: Логос, 2006. 183 с. Бобкова Н.Д., Гиль С.С. Инновационный подход к профессионализации молодежи: монография / Мин-во образования и науки РФ, Курганский гос. ун-т. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. C. 114–117. Борзых И.Н. Профессиональное воспитание студентов в условиях студенческого самоуправления // Гаудеамус. 2008. № 13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-studentov-v-usloviyah-studencheskogo-samoupravleniya (дата обращения: 07.12.2023). Борытко Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: учеб.-метод. пособие. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. 120 с. Бурая Л.В. Творческая самореализация личности в интегративном образовательном процессе вуза: семиотический и коадаптационный подходы // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2 (92). C. 31–36. Дроботенко Ю.Б., Макарова Н.С., Чекалева Н.В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-problemam-professionalnogo-vospitaniya-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 05.12.2023). Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20. Леонтьев Д.А. Становление профессиональной ориентации студентов-психологов // Новые исследования в психологии. 1988. № 1. С. 61–64. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Воспитание студентов в системе высшего образования // Высшее образование сегодня. 2016. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-studentov-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 07.12.2023). Пузанова Ж.В., Ларина Т.И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-obucheniya-v-vuze-na-izmenenie-tsennostnyh-orientatsiy-obuchayuschihsya (дата обращения: 05.12.2023). Сергеев Н.К., Борытко Н.М. Концепция и технологии подготовки учителя-воспитателя в системе непрерывного педагогического образования // Известия ВГПУ. 2014. № 9 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-i-tehnologii-podgotovki-uchitelya-vospitatelya-v-sisteme-nepreryvnogo-pedagogicheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.12.2023). Стратегии воспитания в современном университете / [Е.П. Александров и др.]; под ред. Е.В. Бондаревской; Юж. федер. ун-т, Пед. ин-т. Ростов-н/Д.: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 347 с. Тома Ж.В., Пашин А.А. Профессиональное воспитание студентов в условиях вузовской среды // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 3. С. 186–190. Юсупов В.З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-studentov-vuza-ponyatie-struktura-genezis-razvitiya (дата обращения: 05.12.2023).
Информация об авторе: Воронцов Дмитрий Борисович, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, d-vorontsov@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1427-0602
Информация о соавторе: Воронцова Анна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, annavorontsova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-9706-1082
Информация о соавторе: Скрябина Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, olgaskryabina@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0001-6575-395Х