19
Литвак Римма Алексеевна
Челябинский государственный институт культуры
Формирование социальной инициативности подростков в воспитательной среде детских общественных объединений
Литвак Р.А. Формирование социальной инициативности подростков в воспитательной среде детских общественных объединений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 142-147. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-142-147
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-142-147
УДК: 329.78
EDN: XPCJHM
Дата приема статьи в публикацию: 21.11.2023
Аннотация: В представленном материале рассматриваются потенциальные возможности использования системного, деятельностного и креативного подходов, а также принципы диалектичности, самобытности, сознательной многофакторности, культуротворческой активности в воспитательной среде детских общественных объединений (ДОО) в процессе формирования социальной инициативности подростков. Выделены концептуальные положения современных ученых относительно определения понятия «социальная инициативность» подростков, конкретизировано ключевое понятие, а также обусловлены основные компоненты процесса формирования социальной инициативности подростков, которые раскрывают содержание и являются критериями его результативности. Для последовательного развития социальной инициативности как осознанной деятельности подростков и совершенствования качеств личности этот процесс представлен в виде согласованных модулей, скоординированных блоков, дополняющих друг друга и оказывающих влияние на гармоничное развитие личности посредством деятельности ДОО. Воспитательная среда ДОО определяется как социально-педагогический инструмент, направленный на формирование социальной инициативности подростка сообразно целям, содержанию, созданию социальных педагогических условий, гармоничному развитию подрастающего поколения. В воспитательной среде детской организации важную роль играют такие средства, как организованная жизнь детского коллектива, разнообразные виды деятельности, технические возможности, явления духовной и материальной культуры, посредством которых происходит формирование отношения к человеку, обществу, природе как к высшей ценности. Обоснованные нами педагогические условия, апробированные в практической деятельности ДОО, содействовали повышению уровня сформированности социальной инициативности подростков, давая возможность быть уверенными в признании коллективом сверстников как своих личностных достижений, так и результатов социально полезной деятельности.
Ключевые слова: социальная инициативность подростков, воспитательная среда, социализация, самореализация, социальная среда, активная жизненная позиция, самоопределение.
Список литературы: Байбородова Л.В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: автореф. ... д-ра пед. наук. Казань, 1993. 34 с. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы и методы психол.-пед. обеспечения техн. обучающих систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 304 с. Дуранов М.Е., Литвак Р.А. Социокультурное образование и развитие личности будущего специалиста: теория и практика: монография. Москва: Владос, 2009. 242 с. Загвязинский В.И. Методология и методы педагогического исследования. Москва: Академия, 2003. 208 с. Кадыров С.Х. Социально-педагогические проблемы подростков в воспитательной среде сельской школы // Образование и учитель XXI в: проблемы, перспективы развития. Оренбург: ОГПУ, 2010. С. 142–146. Краевский В.В. Общие основы педагогики. Москва; Волгоград, 2002. 163 с. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 3-е изд., перераб. и доп. Москва, 1986. 206 с. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. Москва, 1988. С. 128–132. Мардахаев Л.В. Наука и искусство воспитания / Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография. Екатеринбург, 2019. Вып. 11. С. 115–124. Матвеевская Н.С. Культурологическое погружение как основа формирования личностно-креативных установок учащихся средней общеобразовательной школы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2012. № 2 (10). C. 144–149. Опекина Т.П., Шипова Н.С. Теоретический анализ понятий самореализации, самоактуализации и самоэффективности // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 7–15. Щуркова Н.Е. Горизонт воспитания. Москва: Изд-во ИТРК, 2018. 160 с.
Информация об авторе: Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, директор института культуры детства, Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, ikd@chgaki.ru