16
Кривунь Мария Павловна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Картирование как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов
Кривунь М.П. Картирование как средство проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 117-123. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-117-123
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-117-123
УДК: 378
EDN: RSDTAU
Дата приема статьи в публикацию: 02.12.2023
Аннотация: В статье рассматривается проблема создания в системе высшего образования организационно-педагогических условий для индивидуализации образовательного процесса в целях обеспечения каждому студенту возможности выбора индивидуального образовательного пути в соответствии с личностно-профессиональными интересами, потребностями и устремлениями. Для реализации идеи индивидуализации как важнейшей концептуальной основы современного образования автор обосновывает важность процесса проектирования индивидуальной образовательной деятельности студентов, который ставит обучающихся в субъектную позицию, актуализирует их образовательную активность, инициативность, самостоятельность и ответственность. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности понимается как взаимодействие преподавателя и студента, в ходе которого студент определяет цели, задачи, направления, способы и средства своего индивидуального образовательного движения. В качестве механизма запуска индивидуальной образовательной деятельности автор предлагает использовать технологию образовательного картирования как современного дидактического средства, позволяющего субъекту деятельности объективировать и осмысливать свою субъективную реальность. Представленный в статье опыт работы магистрантов первого года обучения с образовательными картами на основе технологии «Образовательная картография» является практическим примером обеспечения осознанного вхождения студентов в процесс проектирования индивидуальных образовательных маршрутов, планов, программ личностно-профессионального становления и развития как отдельных компонентов организации индивидуальной образовательной деятельности.
Ключевые слова: индивидуальная образовательная деятельность, образовательное картирование, личностно-профессиональное самоопределение, проектирование, тьюторское сопровождение.
Список литературы: Альманах тьюторских практик и технологий. Выпуск 1. 2012-2015 гг. / Под ред. С.А. Степанова, М.Ю. Чередилиной. М.-Тверь : «СФК-Офис», 2016. 220 с. (Серия «Библиотека тьютора». Вып. 7). Байбородова Л.В., Артемьева Л.Н., Кривунь М.П. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза : монография. Ярославль : РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2014. 260 с. Байбородова Л.В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. С. 35–41. Байбородова Л.В. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности магистрантов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 50–60. Бурлакова Т.В. Индивидуализация как основа подготовки будущего учителя (из опыта работы) // Наука и школа. 2007. № 1. С. 64–66. Довбыш С.Е. Событийный подход в работе преподавателя: открытая образовательная технология «Событийно-ресурсное картирование» // Управление образованием: теория и практика. 2017. № 4 (28). С. 54–66. Князькова Л.Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. 2012. № 3 (3). С. 13–16. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование в современной дидактике // Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 5 (8). С. 108–112. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только… : коллективная монография / Т.М. Ковалева, Т.А. Климова, Л.И. Лазарева и др.; науч. ред. Т.М. Ковалева. М. : ООО «Издательство Ресурс», 2018. 104 с. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студентов : учебно-методическое пособие / под науч. ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2019. 116 с.
Информация об авторе: Кривунь Мария Павловна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, mkrivun@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8679-4555