11
Гребенкина Александра Сергеевна
Донецкий государственный университет
Формирование мотивации курсантов пожарно-технических специальностей к изучению математики
Гребенкина А.С. Формирование мотивации курсантов пожарно-технических специальностей к изучению математики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 86-91. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-86-91
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-86-91
УДК: 355
EDN: CXIPOL
Дата приема статьи в публикацию: 21.11.2023
Аннотация: Статья посвящена проблеме повышения учебной мотивации курсантов образовательных учреждений пожарно-технического профиля. Рассмотрены возможные пути решения указанной проблемы в разрезе обучения математике. Предложено осуществлять математическую подготовку будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности на методологической основе практико-ориентированного подхода к обучению. Такой подход обеспечивает условия, необходимые для формирования устойчивой мотивации курсантов к овладению математическими и практико-ориентированными способами действий, а также действиями по математическому моделированию в сфере гражданской защиты. Выделены такие практические приемы, направленные на совершенствование процесса мотивации обучающихся, как применение практико-ориентированных методов и средств обучения, организация выездных занятий по математическим дисциплинам, привлечение практикующих специалистов в области пожарной безопасности к проведению занятий по математике. С целью повышения учебной мотивации курсантов предложено формировать профессиональный понятийный аппарат в области пожарной и техносферной безопасности при обучении математике. Описаны приемы, стимулирующие курсантов к осознанному освоению математических и практико-ориентированных учебных действий. На конкретных примерах показан потенциал практико-ориентированного подхода к обучению в формировании мотивации обучающихся к изучению математики. Даны рекомендации по организации математической подготовки будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности, которые могут быть обобщены на процесс обучения математике студентов иных технических специальностей.
Ключевые слова: обучение математике, практико-ориентированный подход к обучению, учебная мотивация, формирование мотивации, практико-ориентированная задача, профессиональный понятийный аппарат, будущие специалисты пожарной и техносферной безопасности.
Список литературы: Болдовская Т.Е., Рождественская Е.А. Мотивация студентов к изучению математики в вузе // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом вузе. 2014. № 2. С. 32–36. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность студентов вузов как психолого-педагогическая проблема // Современные исследования социальных проблем. 2017. Т. 8, № 1. С. 18–31. Горр Г.В., Абраменкова Ю.В. Приемы формирования мотивации к обучению математике у студентов химических специальностей // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2016. Вып. 43. С. 33–44. Гребенкина А.С. Теоретико-методические основы практико-ориентированного подхода к математической подготовке будущих специалистов пожарной и техносферной безопасности: монография; под ред. Е.Г. Евсеевой. Донецк: ДОННУ, 2022. 358 с. Дорохова О.Е. Адаптивная система обучения высшей математике в вузах МЧС // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2013. № 1 (4). С. 184–187. Карпов В.В. Организация самостоятельной работы студентов направления 20.03.01 Техносферная безопасность // Вестник Донецкого национального университета. Сер. Б: Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 106–112. Мальцева С.В., Суслова Ю.А. Исследование мотивационной сферы студентов в процессе обучения в вузе // Вестник КГУ. Сер.: Физиология, психология, медицина. 2017. № 3. С. 63–68. Мошкин А.С., Колесников А.В., Кох Н.Е. Мотивация учебной деятельности студентов // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 1 (32). С. 90–96. Роль ситуационного моделирования в приобретении курсантами опыта профессиональной деятельности на месте пожара / Ермилов А.В., Мардахаев Л.В., Воленко О.И., Багажков И.В. // Современные проблемы гражданской защиты. 2022. № 3 (44). С. 12–21. Сокольников А.Н. Мотивация изучения дисциплины, как один из важнейших факторов повышения успеваемости студентов // Современное педагогическое образование. 2019. № 1. С.20–23. Ярыгина Н.А. Роль исследований в развитии математического образования курсантов военного вуза // Современное педагогическое образование. 2021. № 2. С. 42–26. Motivation and learning strategies: Student motivation affects student learning strategies, Hariri H., Karwan D.H., Haenilah E.Y. et al. European Journal of Educational Research, 2021, vol. 10, iss. 1, pp. 39-49. URL: https://doi.org/10.12973/eu-jer.10.1.39 (access date: 16.05.2023).
Информация об авторе: Гребенкина Александра Сергеевна, доктор педагогических наук, доцент, Донецкий государственный университет, Донецк, Россия, grebenkina.aleks@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8161-6872