10
Демидова Нина Ивановна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Богданова Елена Святославовна
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
Формирование представлений школьников о русском речевом идеале на основе литературных текстов
Демидова Н.И., Богданова Е.С. Формирование представлений школьников о русском речевом идеале на основе литературных текстов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 79-85. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-79-85
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-79-85
УДК: 373.5.016:811.161.1
EDN: CUTRUP
Дата приема статьи в публикацию: 14.08.2023
Аннотация: Авторы обосновывают важность работы на уроках русского языка и литературы над русским речевым (риторическим) идеалом, который онтологически связан с национальной культурой, историей народа и православием. Ключевая идея текста: на всех этапах школьного обучения работа над русским речевым идеалом составляет важную часть образовательно-воспитательного процесса, а понятие «речевой идеал» в научной парадигме рассматривается как методическая категория. Даны цели и содержание работы над речевым идеалом: в начальной школе – формирование первоначальных представлений ребёнка о русском речевом идеале, в основной школе – принятие русского речевого идеала как личного ориентира и в средней школе – осознание национально-культурной специфики речевого идеала. Анализ научного и практического педагогического опыта, этико-филологический анализ текстов детской литературы позволил авторам обосновать потенциал художественных текстов в приобщении школьников к русскому речевому идеалу. Принцип ориентации на речевой идеал определяется как основание для обучения диалогу, его реализация возможна на основе использования фрагментов художественных текстов, описывающих эталонное и деструктивное речевое поведение (фрагменты произведений А.С. Пушкина, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского). В ходе анализа текстов следует привлекать внимание учащихся к правилам гармонизирующего общения, уважительности к собеседнику, к задаче речевого самовоспитания, обучать этически корректному реагированию на чужое речевое поведение; вводить понятие речевого идеала, типов речевой культуры и критериев её оценки, демонстрировать связь речевого идеала с культурой, православной традицией, историей страны.
Ключевые слова: русский речевой идеал, правила гармонизирующего общения, принцип ориентации на речевой идеал, методика обучения русскому языку, художественный текст как дидактический материал, принятие русского речевого идеала в качестве личного ориентира.
Список литературы: Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Сов. писатель, 1963. 363 с. Данилова Л.Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 4. С. 5–12. Зиновьева Т.И. Методическая система развития речевой деятельности на основе принципа ориентации на риторический идеал // Начальная школа. 2020. № 9. С. 27–30. Зиновьева Т.И. Научное наследие М.Р. Львова как источник эволюции методики развития речи // Школа будущего. 2022. № 1. С. 26–41. Иссерс О.С. Представления о речевом идеале, речевых приличиях и языковом вкусе (по данным пилотного социолингвистического эксперимента) // Коммуникативные исследования. 2018. № 4 (18). С. 95–111. Кулаева Г.М. Теория и практика формирования языкового эстетического идеала в средней школе: монография. Оренбург: Оренбургская книга, 2020. 221 с. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. Москва: Просвещение, 1996. 449 с. Пестерева Е.Д. Категория риторического идеала в историческом аспекте. Екатеринбург, 2007. 70 с. URL: http://www.ekat-pestereva.ru/files/science/ritorika-nauka.pdf (дата обращения: 12.05.2023). Рожков М.И., Иванова И.В. Коллектив и межличностные отношения современных детей // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 2. С. 5–11. Сиротинина О.Б. Типы речевой культуры // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВПУ «Сибирский федеральный ун-т»; под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012. 881 с. Сковородников А.П. О содержании понятия «национальный риторический идеал» применительно к современной российской действительности // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методический бюллетень. Красноярск-Ачинск. 1997. Вып. 5. С. 27–37. Тихонова Т.Е. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях полиязыкового образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2011. 22 с.
Информация об авторе: Демидова Нина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, whitepost09@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-2064-0705
Информация о соавторе: Богданова Елена Святославовна, доктор педагогических наук, профессор Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия, helensim@mail.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-9426-3447