7
Чагина Алина Владимировна
Костромской государственный университет
Самооценка языковых способностей учащихся с разным уровнем тревожности и мотивации к изучению иностранного языка
Чагина А.В. Самооценка языковых способностей учащихся с разным уровнем тревожности и мотивации к изучению иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 4. С. 58-65. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-58-65
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-4-58-65
УДК: 159.9:370
EDN: VZCRDU
Дата приема статьи в публикацию: 14.11.2023
Аннотация: В статье на основе социологического опроса, проведенного в 2023 г., рассматривается взаимосвязь оценки собственных языковых способностей и интереса к иностранному (английскому) языку российскими школьниками и студентами (СПО, младшие курсы вузов) с уровнями их тревожности и мотивации при овладении предметом. Анализ зарубежной и отечественной исследовательской литературы и детальный разбор материалов опроса позволил выявить, что более уверенные в своих знаниях и лингвистическом потенциале ученики реже испытывают тревогу и являются мотивированными в силу положительной оценки перспектив изучения языка (карьера, путешествия, престиж) и интереса к связанной с ним культуре. На тревожность отрицательно влияют низкая самооценка способностей, малый интерес к предмету, влекущие нежелание изучать язык в целом (в аудитории и в рамках домашних заданий), непонимание логики и робость в построении новых фраз, скуку на уроках, а также допускаемые в ходе работы ошибки.
Ключевые слова: средняя школа, старшие классы, среднее профессиональное образование, языковые способности, самооценка, иностранный язык, тревожность, мотивация к обучению, познавательный интерес.
Список литературы: Архипова М.В., Жерновая О.Р. Экспериментальное исследование особенностей учебной мотивации современных школьников при изучении иностранного языка // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 6. Ч. 1. С. 177–179. Казначеева С.Н., Бондаренко В.А. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. № 3. C. 1. Кузьмина А.В. Мотивация к изучению иностранных языков в современной России на основе сопоставления с другими странами // Вопросы методики преподавания в вузе. 2015. № 4 (18). С. 131–138. Смоловик О.В., Шутова Н.В. Сравнительный анализ мотивов изучения иностранного языка у современных студентов // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 168–171. Bashori M., van Hou R., Strik H., Cucchiarini C. Effects of ASR-based websites on EFL learners’ vocabulary, speaking anxiety, and language enjoyment. System, 2021, vol. 99, 102496. https://doi.org/10.1016/j.system.2021.102496 Colognesi S., Coppe Th., Lucchini S. Improving the oral language skills of elementary school students through video-recorded performances. Teaching and Teacher Education, 2023, vol. 128, 104141. https://doi.org/10.1016/j.tate.2023.104141 Dornyei Z. Motivational strategies in the language classroom, Cambridge, Cambridge University Press. 2001. 155 p. http://dx.doi.org/10.1017/CBO9780511667343 Frolova N., Shagivaleeva G., Kamal M., Spichak V., Salimova S. Anxiety level and critical thinking associated with foreign language learning, depending on educational and professional activities. Thinking Skills and Creativity, 2021, No. 41,100897. .https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100897 Gao Y.H., Zhao Y., Cheng Y., Zhou Y. Motivation Types of Chinese College Undergraduates. Modern Foreign Languages Quarterly, 2003, No. 26 (1), pp. 28-38. Hahm S., Gazzola M. The Value of Foreign Language Skills in the German Labor Market, Labour Economics. Elsevier, 2022, vol. 76 (C). 102150. https://doi.org/10.1016/j.labeco.2022.102150 Harmer J. The practice of English language teaching, 1991. London, Longman. 448 p. Klimova B.F. Detecting the Development of Language Skills in Current English Language Teaching in the Czech Republic. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2014, vol. 158, pp. 85-92. Qin X.Q., Wen Q.F. The Motivational Structure of Non-Major Students. Foreign Language Teaching and Research, 2002, No. 34 (1), pp. 51-58. Rasool U., Aslam M.Z., Mahmood R., Barzani S.H.H., Qian J. Pre-service EFL teacher's perceptions of foreign language writing anxiety and some associated factors. Heliyon, 2023, No. 9 (2), e13405. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2023.e13405
Информация об авторе: Чагина Алина Владимировна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, alinachagina90@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6883-0172