3
Якунин Вадим Николаевич
Костромской государственный университет
Методика профилактики рискованного поведения старшеклассников с использованием нравственного закаливания
Якунин В.Н. Методика профилактики рискованного поведения старшеклассников с использованием нравственного закаливания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 15-19. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-15-19
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-15-19
УДК: 373.5:316.6
Дата приема статьи в публикацию: 17.09.2023
Аннотация: В статье рассматривается методика профилактики рискованного поведения старшеклассников с использованием модели нравственного закаливания, выделены теоретические и практические основы педагогической деятельности при реализации программ, определен воспитательный и развивающий потенциал социально-ориентированной деятельности. Особенностью реализации данного компонента в ракурсе стоящих перед педагогами, воспитателями, наставниками задач является сочетание элементов общей, частной и конкретной методики, выстроенных на единой платформе, помогающей модели профилактики на основе принципов: возрастосообразности, природосообразности, здоровьецентризма, дополнительности, индивидуализации, сотрудничества, концентризма, социальной ориентированности, опоры на положительное, преемственности, целостности. В практике реализации общая методика отражает весь профилактический процесс, предусматривает первичную превенцию. Частная – выстраивается из парциальных проблем, касающихся отдельных видов риска. Конкретная методика – строится из сочетания традиционных технологий, прямого вмешательства, консультирования и испытаний (проб). Алгоритмический характер формируемой методики, определенный в рамках программного подхода в организации внеучебной деятельности, может быть продуктивно реализован в рамках деятельности образовательных, социозащитных организаций, применятся при реализации профилактики рискованного поведения детей, подростков и молодежи.
Ключевые слова: методика, профилактика, рискованное поведение, старшеклассники, нравственное закаливание, программа
Список литературы: Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности // Психология: проблемы практического применения. Чита: Молодые ученые, 2013. С. 10–16. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Москва: Изд. центр «Академия», 2005. 336 с. Михайловский А.А. Профилактика употребления психоактивных веществ, среди подростков-неформалов средствами социального закаливания: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 23 с. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. Москва: ТЦ «Сфера», 2005. 480 с. Романов Н.Ю. Педагогические основы нравственного закаливания детей группы риска // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Кострома, 2005. Т. 11, № 11. С. 199–201. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с. Социальная работа с молодежью / под ред. Н.Ф. Басова. Москва: Изд.-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. 328 с. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Москва: Творческий центр «Сфера», 2003. 160 с. Шиляева И.Ф. Личностные факторы рискованного поведения подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2019. № 1. С. 69–74. Rainsford E. Exploring youth political activism in the United Kingdom: What makes young people politically active in different organisations? British Journal of Politics and International Relations, 2017, рр. 1-17. DOI: 10.1177/1369148117728666
Информация об авторе: Якунин Вадим Николаевич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия vadim_yakunin@bk.ru, https://orcid.org/0009-0008-7761-2247