9
Трошихина Евгения Германовна
Санкт-Петербургский государственный университет
Навдушевич Галина Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
Личностные предикторы ассертивности в подростковом и раннем юношеском возрасте
Трошихина Е.Г., Навдушевич Г.В. Личностные предикторы ассертивности в подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 62-68. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-62-68
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-62-68
УДК: 159.922.8
Дата приема статьи в публикацию: 08.06.2023
Аннотация: Изложены данные эмпирического исследования предикторов ассертивности из числа личностных характеристик в подростково-юношеском возрасте. Актуальность обусловлена недостаточностью сведений о развитии ассертивности от младшего подросткового к юношескому возрасту, между тем как данное качество необходимо для успешной интеграции подрастающего поколения в современный социум. В связи с этим поставлена цель: выявить предикторы ассертивного поведения из числа параметров самоотношения, черт личности, социального интеллекта и поведенческих стратегий в младшем, старшем подростковом и юношеском периодах развития. Выборку составили 201 человек (98 юношей, 103 девушки), по 67 человек в каждой возрастной группе: младшие подростки (11–13 лет), старшие подростки (14–16 лет) и юношество (17–18 лет). Использованы методики: тест «Ассертивность» Д. Левинсона в модификации М. Шлепецкого, методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева, многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF (форма С), методика социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой и опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой. Выявлено, что ассертивность активно развивается от младшего подросткового к юношескому возрасту, однако в период юношества ассертивность еще не достигает сформированности как свойства личности. В младшем подростковом возрасте применение ассертивности обеспечивается эмоциональной устойчивостью, в старшем подростковом – позитивным самоотношением. В юности ассертивность сопряжена с агрессивными действиями, однако в процессе рефлексии поведения они дифференцируются и корректируются в зависимости от поддержки или осуждения со стороны окружающих.
Ключевые слова: ассертивность, самоотношение, подростковый возраст, юношеский возраст, социальный интеллект
Список литературы: Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла: практическое руководство. Москва: ТЦ Сфера, 2002. 96 с. Валиуллина Е.В. Анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта с некоторыми коммуникативными свойствами личности // Вестник общественных и гуманитарных наук. 2021. Т. 2, № 3. С. 53–59. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. Санкт-Петербург: Питер, 2009. 336 с. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему, или Ассертивность – в жизнь! Спнкт-Петербург: Питер, 1995. 188 с. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. Санкт-Петербург: Иматон, 1996. 56 с. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. Москва: Смысл, 1993. 32 с. Покальчук Е.В., Воробьева К.И. Ассертивность как мотивационный компонент жизнестойкости субъекта // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 5-1 (68). С. 150–157. Сизикова Т.Э., Садчикова В.И. К вопросу о развитии ассертивности в подростковом возрасте // День дефектологии. 2022. № 1. С. 212–217. Смолонская А.Н., Колесов В.И. Формирование жизненных компетенций у детей сквозь призму ассертивного поведения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 1. С. 169–171. Соколовская И.Э., Скоблецкая Е.В. Особенности проявления ассертивности у подростков, обучающихся в общеобразовательном учреждении // Энигма. 2021. № 33. С. 125–132. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. Москва: Институт психологии РАН, 2007. 384 с. Шильцова Ю.В. Актуализация изучения ассертивности в решении вопросов социальной адаптации подростков // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Психология. Серия: Познание. 2020. № 8. С. 73–78. Carstensen В., Klusmann U. Assertiveness and adaptation: Prospective teachers’ social competence development and its significance for occupational well-being. British Journal of Educational Psychology, 2021, vol. 91 (1), рр. 500-526. DOI: 10.1111/bjep.12377 Parmaksiz I. Relationship of Phubbing, a Behavioral Problem, with Assertiveness and Passiveness: A Study on Adolescents. International Online Journal of Educational Sciences, 2019, vol. 11 (3), рр. 34-45. DOI: 10.15345/iojes.2019.03.003 Pfafman T. Assertiveness, ed. by Zeigler-Hill V., Shackelford T.K. Encyclopedia of Personality and Individual Differences. Springer, Cham, 2020, рр. 263-269. DOI: doi.org/10.1007/978-3-319-24612-3_1044 Rakos R.F Asserting and confronting. The Handbook of Communication Skills, ed. by H. Owen, 4th ed. London, Routledge, 2019, рр. 339-376. DOI: doi.org/10.4324/978131543613
Информация об авторе: Трошихина Евгения Германовна, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, e.troshikhina@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5739-2963
Информация о соавторе: Навдушевич Галина Владимировна, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, navduschevich@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5601-803Х