7
Токарева Юлия Александровна
Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина
Ефимова Анастасия Анатольевна
Сургутский государственный педагогический университет
Структурно-содержательные аспекты воспитательной деятельности отцов разной национальности
Токарева Ю.А., Ефимова А.А. Структурно-содержательные аспекты воспитательной деятельности отцов разной национальности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 44-53. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 44-53
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 44-53
УДК: 37.018.1
Дата приема статьи в публикацию: 30.06.2023
Аннотация: Статья посвящена раскрытию результатов исследования воспитательной деятельности отцов разных национальностей, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Несмотря на сложность организации исследования, отсутствие научно обоснованных данных об особенностях воспитания в украинских, татарских, армянских и азербайджанских семьях, удалось установить основные аспекты детско-родительского взаимодействия. Обоснована структура воспитательной деятельности отцов, состоящая из трех компонентов: мотивационно-потребностного, исполнительного и контрольно-оценочного. На основе анализа содержания каждого компонента воспитательной деятельности 238 отцов пяти национальных групп (русской, украинской, татарской, армянской, азербайджанской) установлены следующие различия: отцам русской национальности важно получить социальное признание и одобрение, для отцов украинской национальности ведущим является достижение успехов в отношениях с ребенком, тогда как для отцов татарской, армянской и азербайджанской национальностей особенно значимым является мотив самоутверждения. Исполнительный компонент характеризуется схожестью в желании проявить заботу о ребенке, что выражается в гиперопеке и стремлении удовлетворять любые требования детей. В результате реализуемой воспитательной деятельности у детей формируется средний уровень социального развития, неадекватная самооценка, нарушение учебной мотивации. Результаты исследования обнажают задачу повышения психолого-педагогической культуры родителей и согласованного участия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения.
Ключевые слова: психология отцовства, семейное воспитание, воспитательная деятельность, детско-родительское взаимодействие, структура воспитательной деятельности
Список литературы: Баранова Е.В. Значение отца для развития ребенка // Журнал практического психолога. 2014. № 3. С. 58–63. Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2012. 176 с. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография // Семейная психология и семейная терапия. 2014. № 4. С. 89–113. Истомина С.В. Формирование конструктивных стратегий поведения младших школьников в конфликте со сверстниками // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 2. С. 16-23. Комлик Л.Ю. Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25, № 1. С. 79–82. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16. Кулиева Н.М. Современная сельская семья и семейный быт в Азербайджане. Баку: Элм, 2005. С. 176. Мальтиникова Н.П. Этнопсихологические особенности формирования родительства в поликультурной среде (на примере казахских, татарских и русских семей): дис. … канд. психол. наук. Курган, 2005. 132 с. Манеров Р.В. Образ себя как отца в структуре Я-концепции мужчин: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2013. 26 с. Овчарова Р.В. Психология родительства: учеб. пособие. Москва: Академия, 2005. 363 с. Овчарова Р.В. Психодиагностический комплекс «МЭДОС». – М.: Изд-во «МПСУ», 2014. – 88 с. Патраков Э.В. Подростки и интернет: реакции родителей // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129–144. Петрищев В. Культура сімейних взаємин між батьками і дітьми» // Психологічна газета. 2006. № 45. С. 27-33. Саргсян А.Л. Армянские традиции воспитания детей // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 682–684. Светлакова В.П. Роль отца в современной российской семье // Семейная психология и семейная терапия. 2013. № 1. С. 31–41. Токарева Ю.А. Психологические основания воспитательной деятельности отца: дис. … д-ра психол. наук. Екатеринбург, 2012. 475 с. Хуснутдинова Р.Р. Этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnopsihologicheskie-osobennosti-povedeniya-v-konfliktnoy-situatsii-v-odnonatsionalnyh-i-mezhnatsionalnyh-russkih-i-tatarskih-semyah (дата обращения: 25.04.2023).
Информация об авторе: Токарева Юлия Александровна, доктор психологических наук, профессор, Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, ulia.tokareva@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-8868-7833
Информация о соавторе: Ефимова Анастасия Анатольевна, Сургутский государственный педагогический университет, Сургут, Россия, efimova27@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6350-376X