2
Шапедько Александр Анатольевич
Костромской государственный университет
Программа включения в поисковую деятельность старших подростков и юношества как средство социального закаливания
Шапедько А.А. Программа включения в поисковую деятельность старших подростков и юношества как средство социального закаливания // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 9-14. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-9-14
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3- 9-14
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 17.09.2023
Аннотация: В статье рассматривается содержательный компонент реализации поисковой деятельности старших подростков и юношей через моделирования и осуществление программ, нацеленных на их социальное закаливание. Данный процесс характеризуется особым подходом, многовекторностью, обоснованностью с позиции формирования целевых установок. При этом программа рассматривается как локальный проект, содержащий обоснование замысла, перечень основных подходов и принципов, изложение теоретических и практических действий. Вариативность по содержанию реализуемых программ в деятельности поисковых отрядов позволила сделать акцент на формировании модели, в рамках которой можно выделить взаимообуславливающие блоки: целевой, ценностно-ориентированный, содержательный, технологический, оценочно-результативный, подсистемный (компонентный). Формируемый модельный подход дает возможность оценить потенциал включенности в поисковую деятельность, содействует формированию у участников таких объединений способности критически оценивать прошлое и настоящее, собственные поступки, быть готовым к преодолению трудностей, принятию самостоятельных решений и несению за это ответственности, откликаться на социально значимые события, работать в команде. Содержательный компонент программы направлен на решение целей военно-патриотического и социально-педагогического характера. Вариативность использования программного подхода дало возможность включать в нее разнообразные формы и методы, модульность построения позволяет расширить ее по времени, количеству участников, привлекаемым ресурсам.
Ключевые слова: программа, включение, поисковая деятельность, старшие подростки, юноши, социальное закаливание
Список литературы: Аширов Д.В., Пастухова Д.В., Турлакова Л.С. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С. 78–94. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва: Просвещение, 1968. 464 с. Воспитание в контексте междисциплинарного подхода / под ред. А.В. Гаврилова, Н.Л. Селивановой. Владимир; Москва: Изд-во И. Шалыгина, 2009. 436 с. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. Москва: Изд. центр «Академия», 2005. 336 с. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксиология. Москва: Изд. центр «Академия», 2005. 256 с. Краткий педагогический словарь / сост. Г.А. Андреева и др. Москва: Изд-во Секачева, 2007. 180 с. Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко. Москва: Политиздат, 1985. 431 с. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Москва: МПСИ, 2009. 568 с. Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 (в ред. от 19.12.2022 № 543-ФЗ) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/9034380 (дата обращения: 19.12.2022). Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1990. 928 с. Пономарев Ф.А. Типология катарсических эффектов в малых формах русской прозы второй половины двадцатого века: автореф. дис. канд. филолог. наук. Краснодар, 2007. 26 с. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. А.В. Мардахаев. Москва: Изд. центр «Академия», 2002. 368 с.
Информация об авторе: Шапедько Александр Анатольевич, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, alexshape@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-5471-9182