Redka-AA-vestnik-pip-2023-3-ru.pdf |
- 4
- Развитие профессионального самосознания студентов: результаты диагностики и содержание педагогического сопровождения
- Редька А.А. Развитие профессионального самосознания студентов: результаты диагностики и содержание педагогического сопровождения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 20-25. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-20-25
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-20-25
- УДК: 159.9:378
- Дата приема статьи в публикацию: 15.09.2023
- Аннотация: Статья посвящена переосмыслению проблемы психолого-педагогического сопровождения развития основ профессионального самосознания у студентов. Наше экспериментальное исследование было направлено на выявление оптимальных педагогических условий для развития основ профессионального самосознания у студентов. В рамках статьи выявлены содержание и методы педагогического сопровождения студентов. Исследование данной проблемы позволило нам разработать следующий комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогического сопровождения развития основ профессионального самосознания: диагностику; реализацию авторской методики (применение педагогических технологий, инициирующих рефлексивный потенциал студента как субъекта развития профессионального самосознания); разработку индивидуального маршрута. Диагностика структурных компонентов профессионального самосознания студентов очного и заочного отделения включала: изучение мотивации, профессиональной направленности, самооценки, личностных свойств. Результаты первичной диагностики определили основное содержание формирующего этапа эксперимента, а именно проведение вариативного курса. Предлагаемая авторская методика направлена на развитие личностно ориентированной образовательной деятельности в системе высшего профессионального образования. Результаты диагностики после проведения вариативного курса позволяют подтвердить улучшение по исследуемым параметрам для студентов очной формы обучения (статистически различаются по уровню самооценки), а также для студентов заочной формы обучения (статистически различаются по фактору «общительность»).
- Ключевые слова: профессиональное самосознание студентов, педагогическое сопровождение, педагогические условия, профессиональная направленность, мотивация учения, самооценка, индивидуальный маршрут
- Список литературы: Айсувакова Т.П. Рефлексия как компонент профессионального самосознания будущего психолога // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 268–272. Бенькова О.А., Артюхова Т.Ю., Шелкунова Т.В. Взаимосвязь учебной мотивации и мотивации к будущей профессиональной деятельности в студенческом возрасте // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/17PSMN421.pdf (дата обращения: 27.06.2003). Ветров Ю.П., Проказин Е.С. Развитие рефлексивного компонента профессиональных компетенций как условие формирования профессионального самосознания курсантов военных вузов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 22–27. Гаранина Ж.Г., Андронова Н.В. Профессиональное самосознание как фактор личностно-профессионального саморазвития студентов вуза // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2020. Т. 20. № 4 (52). С. 454–464. Дубовицкая Т.Д., Заболотная Е.В. Мотивы выбора профессии как предикторы профессиональной направленности cтудентов // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 114-124. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-114-124 Ильязова Л.М. Технологии развития педагогической рефлексии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4 (33). С. 41–49. Качалова Н.Г. Профессиональное самосознание, самооценка и успешность профессиональной деятельности // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации: материалы V Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. С. 348–353. Кочнева Л.В., Пономарёва Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74–76. Лукьянов А.С. Психологические особенности профессионального самосознания студентов-психологов разных курсов // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-4. С. 399–402. Писаревский К.Л. Проблема становления профессионального самосознания студентов вуза // Вестник РМАТ. 2019. № 3. С. 67–70.