18
Осипова Елена Владимировна
Иркутский государственный университет
Борисенко Елена Юрьевна
Иркутский государственный университет
Кирилова Ирина Анатольевна
Иркутский государственный университет
Влияние психофизиологических характеристик студентов на процесс обучения в дистанционном формате (на материале самонаблюдения студентов)
Осипова Е.В., Борисенко Е.Ю., Кирилова И.А. Влияние психофизиологических характеристик студентов на процесс обучения в дистанционном формате (на материале самонаблюдения студентов) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 141-148. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-141-148
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-141-148
УДК: 159.9:378
Дата приема статьи в публикацию: 21.08.2023
Аннотация: Проблема дистанционного обучения (ДО) приобрела актуальность с периода пандемии коронавирусной инфекции, когда все высшие учебные заведения перешли на данный тип обучения. Внедрение этой технологии повлекло за собой изменения в организации учебного процесса, разработке преподавателем методических материалов, которые студент может использовать как в очном, так и в дистанционном формате. В статье представлен пример организации самостоятельной исследовательской работы бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», по оценке адаптационных резервов организма в зависимости от отношения к дистанционному обучению студентов 1-го курса, обучавшихся с марта по июнь 2020 г. Представленный в данной статье пример организации самостоятельной работы можно описать как студенческий проект, позволяющий решить задачи по расширению и закреплению знаний, развивающий навыки самоорганизации, самостоятельной теоретической, практической и учебно-исследовательской деятельности при дистанционной форме обучения. Результаты самостоятельной исследовательской работы студентов показали, что дистанционное обучение оказывает влияние на психическое состояние и функциональные характеристики сердечно-сосудистой системы, что подтверждает необходимость учитывать индивидуальные психофизиологические особенности студентов при введении новых образовательных стандартов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, психофизиологические характеристики, адаптация, студенты, самостоятельная учебно-исследовательская деятельность
Список литературы: Архипенко Я.И. Метод самонаблюдения // Справочник: образовательный портал. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/metody_prikladnoy_psihologii/metod_samonablyudeniy (дата обращения: 14.06.2023). Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. Москва: Медицина. 1997. 236 с. Бакулин В.М. Анализ проблем перехода к дистанционным формам обучения в вузе // Современные проблемы науки и образования. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30476 (дата обращения: 08.06.2023). Бубновская О.В. Научное исследование как форма организации самостоятельной работы студента // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013. № 11 (ч. 2). С. 64. Вайндорф-Сысоева М.Е., Суворова М.Л. Цифровое образование как системообразующая категория: подходы к определению // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Педагогика. 2018. № 3. С. 25–36. Драндров Д.А., Драндров Г.Л. Плюсы и минусы дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31756 (дата обращения: 14.06.2023). Кольцова И.В., Долганина В.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 1–12. Кормилицына Н.К. Показатели вариабельности сердечного ритма и психофизиологические особенности студентов // Вестник Иванов. гос. ун-та. 2016. № 2. С. 26–31. Личностный опросник EPI Айзенка. URL: https://onlinetestpad.com/ru/test/3-lichnostnyj-oprosnik-epi-ajzenka (дата обращения: 26.05.23). Никитина С.А., Слатвинская А.Н., Воробьёва Е.А., Полётова Т.А. Дистанционное обучение как форма современного образования // Инновационная наука. 2023. № 4-1. С. 66–67. Психофизиологический статус и вегетативная регуляция студентов с соматоформной дисфункцией вегетативной нервной системы при обучении в период пандемии / В.Ю. Рыбников, М.О. Леонтьева, М.А. Круглова и др. // Вестник психотерапии. 2023. № 86. С. 92–102. Рахмонов А.Б. Организационно-педагогические условия развития дистанционного образования // Состояние, проблемы, п6ерспективы развития современной науки и образования. Петрозаводск, 2020. С. 158–175. Руденко Р.А., Ткачева И.В. Модель дистанционного обучения как инновационная форма современного российского образования // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 1 (41). С. 72–81. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки / А.В. Меренков, С.В. Куньщиков, Т.И. Гречухина и др.; под общ. ред. Т.И. Гречухиной, А.В. Меренкова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. Т. 1. Москва: Народное образование, 2005. 556 с. Ткаченко П.В., Белоусова Н.И. Динамика уровня тревожности в процессе дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 4 (37). С. 213–215.
Информация об авторе: Осипова Елена Владимировна, доктор биологических наук, профессор, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, evosipova2010@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-4611-6300
Информация о соавторе: Борисенко Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, pelikan.65@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3025-7440
Информация о соавторе: Кирилова Ирина Анатольевна, кандидат биологических наук, Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия, kirilova-i@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-5124-8247