16
Бабенко Алена Сергеевна
Костромской государственный университет
Смирнова Анна Николаевна
Костромской государственный университет
Баянова Елизавета Руслановна
Костромской государственный университет
Волкова Дарья Дмитриевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Технология применения образовательных квестов на уроках математики
Бабенко А.С., Смирнова А.Н., Баянова Е.Р., Волкова Д.Д. Технология применения образовательных квестов на уроках математики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 3. С. 124-133. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-124-133
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-3-124-133
УДК: 373.5.016:51
Дата приема статьи в публикацию: 15.06.2023
Аннотация: В настоящее время обучающиеся все чаще в своей жизни используют различные гаджеты, поэтому в образовательном процессе наряду с традиционными методами обучения внедряются современные образовательные технологии, среди которых можно выделить технологию применения образовательных квестов в школе. Цель данной статьи – показать, как данная технология применяется на уроках математики. В статье в рамках теоретического исследования раскрываются основные понятия и структура веб-квеста. Математика – довольно сложный предмет для определения темы квеста, поэтому особое внимание в работе уделяется именно тому, как выбрать тему для него на уроке. В статье приводятся примеры самостоятельной разработки веб-квеста по математике для урока закрепления изученного материала по теме «Скалярное произведение векторов» с помощью гиперссылок и для урока изучения нового материала по теме «Обыкновенные дроби», созданного на основе уже имеющихся онлайн-платформ в сети Интернет. В завершение описывается ход экспериментального исследования, которое направлено на подтверждение эффективности применения технологии образовательных квестов на уроках математики, обоснованной с помощью статистических методов обработки результатов исследования.
Ключевые слова: образовательный квест, веб-квест, выбор тематики веб-квеста, игровые технологии, методика обучения математике
Список литературы: Бабенко А.С., Баянова Е.Р. Повышение уровня мотивации учителей математики к применению цифровых технологий на уроках // Цифровизация образования: эффективные практики / сост. Т.В. Николаева, Л.Г. Осипова. Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2021. С. 269–274. Бабенко А.С., Баянова Е.Р. Применение веб-квестов при изучении темы «Комплексные числа» // Современная педагогика и научные исследования в образовательной организации высшего образования. Кострома: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2022. С. 92–98. Бабенко А.С., Баянова Е.Р., Осипова А.А. Применение цифровых онлайн-инструментов при изучении математики // Актуальные технологии преподавания в высшей школе; отв. ред. Г.Г. Сокова, Л.А. Исакова. Кострома: Костромской государственный университет, 2020. С. 15–17. Бабенко А.С., Смирнова А.Н. Применение образовательных квестов на уроках математики // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2019. С. 132–136. Бабенко А.С., Смирнова А.Н. Разработка веб-квестов по геометрии как средство проверки сформированности компетенций студентов педагогических направлений подготовки // Актуальные проблемы преподавания математических и естественно-научных дисциплин в образовательных организациях высшего образования. Кострома: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского союза С.К. Тимошенко, 2021. С. 82–88. Бабенко А.С., Смирнова А.Н. Роль информационно-коммуникационных технологий при обучении математике // Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н. Колмогорова. Кострома: Костромской государственный университет, 2021. С. 94–101. Воеводская Е.А. Веб-квест как средство формирования универсальных и профессиональных компетенций у будущих учителей иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 205–208. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-1-205-208. Гольцова Т.А., Проценко Е.А. Использование веб-квеста в процессе подготовки кадров высшей квалификации // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 101–108. DOI: 10.20323/1813-145Х-2020-1-112-101-108. Данилова Л.Н., Ледовская Т.В., Солынин Н.Э., Ходырев А.М. Основные подходы к пониманию цифровизации и цифровых ценностей // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 2. С. 5–12. Катержина С.Ф., Собашко Ю.А., Жбанов Е.А. Об опыте использования геймификации в высшем образовании на примере преподавания математических дисциплин // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 3. С. 151–157. DOI: 10.34216/2073-1426-2022-28-3-151-157. Климова А.Б. Веб-квест технология как средство развития информационно-аналитических умений студентов при обучении английскому языку для специальных целей // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2015. № 4(14). С. 85–90. Кондрашова Е.В. Геймификация в образовании: математические дисциплины // Образовательные технологии и общество. 2017. № 1. С. 467–472. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 02.02.2023). Паспорт национального проекта «Образование»: [утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 г. № 10] / Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 02.02.2023). Патраков Э.В. Сближение игры и трудового поведения в условиях цифровизации общества // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 1. С. 24–31. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-1-24-31. Смирнова А.Н. Применение образовательных веб-квестов на занятиях по математике в образовательных учреждениях среднего профессионального образования // Актуальные проблемы преподавания информационных и естественнонаучных дисциплин. Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2021. С. 13–16. Смирнова А.Н., Новикова А.А., Шабалина М.Ф. Разработка уроков с применением информационных технологий как средство проверки сформированности компетенций студентов педагогических направлений подготовки // Современная педагогика и научные исследования в образовательной организации высшего образования. Кострома: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко, 2022. С. 393–402. Собашко Ю.А., Катержина С.Ф., Бабенко А.С. Индивидуализация обучения в мире цифрового образования // Опыт реализации Стратегии развития воспитания в РФ. Кострома: Костромской государственный университет, 2018. С. 17–21. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования: офиц. текст: по сост. на 31 мая 2021 г.: [утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 287] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru (дата обращения: 02.02.2023). Чернявская А.П. Персонализация обучения на основе технологии веб-квест // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 30–39. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-30-39. Dudeney G., Hockly N. How to Teach English with Technology. Harlow, Pearson Education, 2008, 192 p. Lewis G. Bringing Technology into the Classroom: A Practical, Non-technical Guide to Technology and How to Use it in the Classroom. Oxford, Oxford University Press, 2009, 96 p.
Информация об авторе: Бабенко Алена Сергеевна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, alenbabenko@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-6267-0497
Информация о соавторе: Смирнова Анна Николаевна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, smirnova-99-99@inbox.ru
Информация о соавторе: Баянова Елизавета Руслановна, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, elisawetaexowna@gmail.com
Информация о соавторе: Волкова Дарья Дмитриевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, dvoikova02@mail.ru