24
Тесленко Александр Николаевич
Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова
Поп-культура как оружие психоментальной войны за молодежь
Тесленко А.Н. Поп-культура как оружие психоментальной войны за молодежь // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 190-195. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-190-195
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-190-195
УДК: 159.922.7:782
Дата приема статьи в публикацию: 30.04.2023
Аннотация: В статье рассматривается феномен воздействия психоментальной войны на молодежное сознание средствами поп-культуры. Анализируются средства и методы идеологического, информационно-психологического и культурного воздействия на молодое поколение. Доказывается, что ведущим программатором молодежного сознания является поп-культура как коммерческий продукт массового потребления, рассчитанный на широкую потребительскую и неподготовленную аудиторию, как правило молодежь. Показано пространство «попсы» как некого стиля жизни, выходящего за пределы музыкальной культуры и подверженного манипулятивным и фейковым технологиям информационно-психологической войны.
Ключевые слова: молодежь, молодежное сознание, молодежная культура, вестернизация, поп-культура, культура супермаркета, попса, психоментальная война.
Список литературы: Волкогонов Д.А. Психологическая война: (Подрывные действия империализма в области общественного сознания). Москва: Воениздат, 1984. 210 c. Зиновьев А.А. Русский эксперимент. Москва: Наш дом, L'Age d'Homme, 1995. 322 c. Кравцов Д.Н., Исаев В.Д., Лебедь В.Н., Восканян К.А. Российская молодёжь как объект деструктивного воздействия средств идеологического, информационно-психологического и культурного противоборства Запада // Коммуникология. 2018. Т. 6, № 1. С. 68–83. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. Москва: КомКнига, 2006. 296 c. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Москва, 2002. 196 c. Мукерджи Ч., Шадсон М. Новый взгляд на поп-культуру. URL: sociologs.nm.ru/articles/ mukerji_schudson_01.htm Лайнбарджер П. Психологическая война. Москва: Воениздат, 1962. 444 с. Омельченко Е.Л. Начало молодежной эры или смерть молодежной культуры? «Молодость» в публичном пространстве современности // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4, № 2. С. 151–162. Парсонс Т. Система современных обществ. Москва: Аспект пресс, 1997. 422 c. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. Москва: Поколение, 2006. 560 с. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 Сибрук Дж. Nobrow: культура маркетинга, маркетинг культуры. Москва: Ад Маргинем, 2005. 238 с. Троцук И.В., Карпова А.М. Поп-культура как фактор социализации: возможности эмпирического исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Социология. 2010. № 1. С. 96–105. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: ACT, 1999. 262 с. Фрейд З. «Я» и «ОНО». Москва: Эксмо, 2021. 160 с.
Информация об авторе: Тесленко Александр Николаевич, доктор педагогических наук (РК), доктор социологических наук (РФ), профессор, Кокшетауский университет им. А. Мырзахметова, действительный член (академик) Академии педагогических наук Казахстана, Международной академии ювенологии, директор Центра ювенологических исследований, г. Астана, Казахстан, teslan@rambler.ru