13
Смирнова Ирина Александровна
Костромской государственный университет
Скворцова Марина Алексеевна
Костромской государственный университет
Теоретические подходы к формированию учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в современной образовательной организации
Смирнова И.А., Скворцова М.А. Теоретические подходы к формированию учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста в современной образовательной организации // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 101-108. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-101-108
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-101-108
УДК: 373
Дата приема статьи в публикацию: 25.04.2023
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме формирования учебной самостоятельности у детей младшего школьного возраста на первой ступени общего образования. В работе раскрыты теоретико-методологические подходы к понятию «учебная самостоятельность», представлены сущностные характеристики формирования процесса учебной самостоятельности в научной психолого-педагогической литературе: выявлены задачи, особенности и этапы организации данного процесса у младших школьников, определены уровни формирования учебной самостоятельности и критерии их оценки. Авторами проанализирован отечественный опыт формирования учебной самостоятельности детей младшего школьного возраста. На основе анализа программ формирования учебной самостоятельности в начальном звене общеобразовательной организации авторы дают характеристику наиболее эффективным формам, методам и приемам работы педагога по организации изучаемого процесса. В статье делается вывод о необходимости выделения совокупности структурных компонентов системы управления образовательной деятельностью обучающихся начальных классов, которые ориентируют их на проявление учебной самостоятельности.
Ключевые слова: самостоятельность, учебная самостоятельность, формирование учебной самостоятельности, дети младшего школьного возраста, уровни формирования учебной самостоятельности, этапы формирования учебной самостоятельности.
Список литературы: Ануфриева А.А. Организация самостоятельной работы в начальных классах. Москва: Сфера, 2017. 126 с. Батыршина А.Р. Технология формирования учебной самостоятельности // Высшее образование сегодня. 2016. № 9. С. 84–89. Болгова З.В. Организация самостоятельной работы на уроках в начальных классах. URL: https://infourok.ru/statya-organizaciya-samostoyatelnoy-raboti-na-urokah-v-nachalnih-klassah-1833356.html (дата обращения: 03.02.2023). Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. Москва: Сфера, 2016. 112 с. Ломшина Т.В. Развитие самостоятельности у младших школьников. URL: https://infourok.ru/statya-razvitie-samostoyatelnosti-u-mladshih-shkolnikov-903887.html (дата обращения: 08.02.2023). Маммадова Л.А. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности // Молодой ученый. 2020. № 48 (338). С. 429–433. URL: https://moluch.ru/archive/338/75591/ (дата обращения: 10.02.2023). Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивов учения. Москва: Новая школа, 2017. 215 с. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки учащихся начальной школы. Москва: Дрофа, 2016. 198 с. Махотин Д.А. Методические основы формирования УУД в начальной школе // Начальная школа. 2018. № 6 (30). С. 12–17. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия, 2016. 246 с. Науменко Ю.В. Проектирование процесса развития универсальных учебных действий учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании. 2015. № 5. С. 24–32. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. URL: uchebnik-online.net/book/470-pedagogika-uchebnoe-posobie-pidkasistyj-pi.html (дата обращения 04.02.2023). Прохорова С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников // Управление начальной школой. 2015. № 8. С. 19–22. Разливинских И.М. Понятие, виды и требования к формирования учебной самостоятельности у младших школьников // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (38). С. 94–100. Сухинина Н.А. Развитие учебной самостоятельности младших школьников в рамках ФГОС. URL: https://znanio.ru/media (дата обращения: 07.02.2023). Сарсекеева Ж.Е., Сафарова Н.Б., Полупан К.Л. Развитие самостоятельности младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1. С. 270–274. Фазылова З.А. Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности // Современные инновации. 2016. № 3 (5). С. 51–54.
Информация об авторе: Смирнова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, irinaipp21@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4309-5981
Информация о соавторе: Скворцова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, dobrutmarina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-6693-6130