- 22
- Особенности адаптированности курсантов вузов МВД к условиям служебной деятельности
- Рядинская Е.Н., Волобуев В.В., Чабелец Е.Н. Особенности адаптированности курсантов вузов МВД к условиям служебной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 178-183. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-178-183
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-178-183
- УДК: 355.1
- Дата приема статьи в публикацию: 15.03.2023
- Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей адаптированности курсантов вузов МВД к условиям служебной деятельности. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что уровень адаптированности курсантов первого курса отличается от уровня адаптированности курсантов четвертого курса. Выявлено, что у курсантов четвертого курса адаптационный потенциал находится на уровне выше среднего, на первом – ниже среднего, что свидетельствует о том, что для последних период обучения – один из самых сложных и тяжелых периодов в жизни. Определено, что уровень агрессивности и враждебности у курсантов первого курса также находится на высоком уровне, а состояние самочувствия – неблагоприятно. Курсанты четвертого курса, в отличие от первокурсников, имеют благоприятное состояние самочувствия, умеют при столкновении с различными жизненными трудностями адекватно оценивать ситуацию, так как к концу обучения у них сформированы навыки противостояния стрессам и устойчивость к различным жизненным ситуациям.
- Ключевые слова: профессиональная социализация, профессиональная адаптация, адаптированность, эмоциональные состояния, курсанты, служебная деятельность.
- Список литературы: Агапова Г.В. Семоненко Ю.Ф., Махинов И.И. Адаптация курсантов первых курсов военных вузов как один из этапов становления профессиональных офицерских кадров // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 15. С. 41–51. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социс. 2001. № 6. С. 44–53. Налчаджян А.А. Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1986. 250 с. Пучка И.В. Проблемы адаптивности и мотивации достижения военнослужащих по контракту на первоначальном этапе службы // Вестн. Костромск. гос. ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptivnosti-i-motivatsii-dostizheniya-voennosluzhaschih-po-kontraktu-na-pervonachalnom-etape-sluzhby (дата обращения: 20.09.2022). Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Москва: Бахрах-М, 2011. 672 с. Рядинская Е.Н. Особенности адаптационных ресурсов мирных жителей, проживающих в зоне вооруженного конфликта, в контексте изучения трансформаций личности // Клиническая и специальная психология. 2017. Т. 6, № 4. С. 105–124. Сивак А.Н., Перевозкина Ю.М., Федосеева И.А. Предикторы субъективного благополучия курсантов в образовательном процессе высшего командного училища // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 385–398. Шамионов Р.М., Сорокин А.И. Роль военной идентичности, ценностей и удовлетворенности службой в формировании ответственности курсантов // Изв. Саратовск. ун-та. 2020. Т. 9, № 1 (33). С. 25–32. Chacko M.A. English-Educated as 'Ready-Made' Leaders: Re-Inscribing Distinction through the Student Police Cadet Project in Kerala, India. South Asia, Journal of South Asian Studies, 2020, vol. 43, iss. 4, рр. 775-792. Raabe J., Zakrajsek R.A., Orme J.G. et al. Perceived cadre behavior, basic psychological need satisfaction, and motivation of US Army ROTC cadets: A self-determination theory perspective. Military Psychology, 2020, vol. 32, iss. 5, рр. 398-409.