Mikhailova-Gam-vestnik-pip-2023-2-ru.pdf |
- 18
- Механизмы управления компетенциями студентов в условиях развивающегося профессионального образования
- Михайлова В.Е., Гам В.И. Механизмы управления компетенциями студентов в условиях развивающегося профессионального образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 144-150. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150
- DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-144-150
- УДК: 378
- Дата приема статьи в публикацию: 10.03.2023
- Аннотация: Цель статьи состоит в том, чтобы акцентировать механизмы управления компетенциями студентов как ресурс улучшения качества образования. Рассмотрены социально-экономические предпосылки, влияющие на содержание и структуру подготовки кадров, основные кризисные тенденции, проявляющиеся в обществе. Среди факторов, оказывающих влияние на подготовку специалистов вуза, выявлены новые характеристики процессов в общем и профессиональном образовании. Проанализирована специфика управления образовательными программами, которая напрямую связана со стандартизацией, переходом к управлению квалификациями. Выделены направления совершенствования в управлении образовательными программами, сформулирован примерный результат, подтверждающий факт эффективного управления программой. Акцент в статье сделан на механизмах управления компетенциями студентов, которые формируются на основе ФГОС, программы развития вуза, а также возможностей образовательного пространства вуза с его современными форматами обучения. Предложены группы компетенций, которые, с одной стороны, связаны с базовыми качествами личности, с другой – поддерживают поведение в меняющейся ситуации. Показано содержание междисциплинарного онлайн-курса «Старт-карьера», направленного на поддержку профессиональных компетенций студента и конкретизацию перспектив трудоустройства. Сформулирован перечень механизмов развития компетенций студентов в образовательном процессе вуза.
- Ключевые слова: управление программой, управление компетенциями, профиль индивидуальных компетенций, онлайн-курс, система оценки эффективности.
- Список литературы: Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019: аналитический доклад. Москва: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. 96 с. Андриенко А.В., Калачикова О.Н. Разработка модели компетенций преподавателей вуза для задач управления персоналом // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1 (101). С. 10–16. EDN: TMPDFO Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса. Ч. 1 // Современное образование. 2018. № 1. С. 1–10. EDN: YUDZRZ Горшкова В.В., Рой М.С. Информационное развитие университета: опыт зарубежных и отечественных вузов // Человек и образование. 2021. № 1 (66). С. 32–139. https://doi.org/10.54884/S181570410020355-5 EDN: FBMDPC Елькина И.Ю. Изучение факторов, влияющих на удовлетворенность студентов обучением с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28, № 1. С. 192–197. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-1-192-197. EDN: UHPUOG Карпушина Ю.А., Кутузова З.Ю. Особенности измерения и оценки универсальных компетенций у студентов вузов // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2022. № 6. С. 139–153. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2022-11049. EDN: WTPFNR Сайфуллоева О., Алимададшоев А. Разработка механизма взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021. № 2. С. 18–28. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_2_18. EDN: LXDYVU Competence-based Learning. A Proposal for the Assessment of Generic Competences, A.V. Sanchez, M.P. Ruiz, A.G. Olalla, other. Bilbao, University of Deusto, 2008, 334 p. Jackson D., Wilton N. Developing Career Management Competencies Among Undergraduates and the Role of Work-Integrated Learning. Teaching in Higher Education, 2016, vol. 21, № 3, pp. 266–286. https://doi.org/10.1080/13562517.2015.1136281 Spenser L.M., Spenser S.M. Competence at Work: Models for Superior Performance. London, John Wiley & Sons, 1993, 384 p.