10
Леонова Юлия Игоревна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Спиженкова Мария Антониновна
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
Субъектные качества студентов вуза с различными стилями совладающего поведения
Леонова Ю.И., Спиженкова М.А. Субъектные качества студентов вуза с различными стилями совладающего поведения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 73-81. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-73-81
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-73-81
УДК: 378:159.9
Дата приема статьи в публикацию: 02.05.2023
Аннотация: В рамках уровнего подхода к совладающему поведению (копинг-действия, копинг-стратегии, копинг-стили) представлена эмпирическая классификация определённых Ч. Карвером копинг-стратегий. Выборку составили 1 469 студентов трёх вузов Калужской области. Методом кластерного анализа определены продуктивный, непродуктивный копинг-стили, а также внешнеориентированный копинг-стиль, положительно связанный как с продуктивным, так и с непродуктивным стилями. Проанализированы личностные особенности и показатели осмысленности жизни студентов в зависимости от доминирующего копинг-стиля, представлены гендерные особенности. Эмпирически обосновано, что у студентов, которым присущи активные способы совладания, по сравнению со студентами, которые в ситуациях стресса бездействуют либо ищут внешней помощи, будут в большей степени развиты субъектные качества: осмысленность жизни, целеполагание, внутренний локус контроля, а также открытость для нового опыта.
Ключевые слова: копинг, субъектность, личностные особенности, смысложизненные ориентации, юношеский кризис, студенты вуза
Список литературы: Бирюкова Д.А., Ледовская Т.В. Влияние тревожности на стратегии совладающего поведения у студентов вуза в период промежуточной аттестации // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф.; Кострома, 22–24 сент. 2016 г. / отв. ред.: Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2016. Т. 1. С. 100–102. Бойко А.Д., Никифорова Д.М. Модель безопасного защитного и совладающего поведения личности в образовательной среде // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф.; Кострома, 22–24 сент. 2016 г. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2016. Т. 1. С. 19–22. Бохан Т.Г. Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16–17. С. 66–72. EDN VUBXCH. Взаимосвязь копинг-стратегий студентов с некоторыми особенностями личности / Абитов И.Р., Куприянов Р.В., Мустафина Е.Э. и др. // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф.; Кострома, 22–24 сент. 2016 г. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2016. Т. 1. С. 274–276. Гаранина Ж.Г., Андронова Н.В. Особенности переживания счастья у студентов с различными смысложизненными ориентациями // ИТС. 2022. № 1 (106). С. 146–162. Дворецкая Т.А., Ахмадиева Л.Р. Смысложизненные ориентации и мотивы учебной деятельности студентов вузов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2018. № 3 (802). С. 166–177. Крюкова Т.Л., Екимчик О.А., Опекина Т.П. Психология совладания с трудностями в близких (межличностных) отношениях. Кострома: Костромской гос. ун-т, 2019. 340 с. Крюкова Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения // Психологический журнал. 2008. Т. 29, № 2. С. 88–95. Ледовская Т.В. Проявление синдрома эмоционального выгорания и копинг-поведения у студентов в период обучения в вузе // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф.; Кострома, 22–24 сент. 2016 г. / отв. ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. Кострома: КГУ, 2016. С. 336–338. Леонова Е.В. Становление субъектности в нормативных возрастных и образовательных кризисах. Калуга: Калужский гос. ун-т им. К.Э. Циолковского, 2018. 394 с. ISBN 978-5-88725-523-1. EDN YVDKSD. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. Москва: Смысл, 2000. 18 с. Сергеева А.С., Кириллов Б.А., Джумагулова А.Ф. Перевод и адаптация краткого пятифакторного опросника личности (TIPI-RU): оценка конвергентной валидности, внутренней согласованности и тестретестовой надежности // Экспериментальная психология. 2016. Т. 9, № 3. С. 138–154. https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090311 Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37–49. Хазова С.А., Шипова Н.С. Индивидуальные ресурсы и гибкость копинг-поведения в разные возрастные периоды // Смоленский медицинский альманах. 2021. № 4. С. 215–219. https://doi.org/10.37963/SMA.2021.4.340. EDN JMZMSQ. Холодная М.А., Алексапольский А.А. Интеллектуальные способности и стратегии совладания // Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 4. С. 59–68. EDN MSRILD. Холодная М.А. Понятийные способности и эффективность совладающего поведения // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. Москва: Институт психологии РАН, 2020. С. 141–149. EDN KKBZHP. Carver C.S., Scheier M.F., & Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, 56 (2), pp. 267–283. https://doi.org/10.1037/0022-3514.56.2.267 Skinner E.A., Edge K., Altman J., Sherwood H. Searching for the structure of coping: a review and critique of category systems for classifying ways of coping. Psychol Bull, 2003, Mar; No. 129 (2), pp. 216-269. https://doi.org/10.1037/0033-2909.129.2.216. PMID: 12696840
Информация об авторе: Леонова Юлия Игоревна, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, julia.leonova.psy@gmail.com, https://orcid.org/0009-0008-5918-0014
Информация о соавторе: Спиженкова Мария Антониновна, кандидат философских наук, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Россия, spizhenkovama@tksu.ru, https://orcid.org/0000-0002-2197-6286