4
Иванова Наталия Михайловна
Костромской государственный университет
Коваленко Марина Юрьевна
Костромской государственный университет
Медникова Лариса Андреевна
Костромской государственный университет
Павлова Оксана Александровна
Костромской государственный университет
Преемственность в формировании функциональной грамотности обучающихся (от дошкольного образования к основному общему образованию)
Иванова Н.М., Коваленко М.Ю., Медникова Л.А., Павлова О.А. Преемственность в формировании функциональной грамотности обучающихся (от дошкольного образования к основному общему образованию) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 26-36. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-26-36
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-26-36
УДК: 37
Дата приема статьи в публикацию: 30.04.2023
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу основных теоретических подходов в проблеме обеспечения преемственности формирования функциональной грамотности обучающихся. На основании проведенного анализа зарубежных и отечественных исследований по данной тематике уточнено понятие «функциональной грамотности», проанализирована современная система формирования исследуемого феномена в контексте развития личности ребенка. В статье приведены примеры практико-ориентированных заданий для формирования предпосылок функциональной грамотности в дошкольном возрасте, формирования изучаемого феномена на учебных занятия в начальной и основной общеобразовательной школе. Предложены направления формирования функциональной грамотности обучающихся.
Ключевые слова: функциональная грамотность, компоненты, предпосылки, результаты формирования функциональной грамотности, индикаторы, преемственность
Список литературы: Атутов П.Р. Концепция политехнического образования в условиях технологического этапа научно-технического прогресса // Предпринимательство и занятость юных. 1999. № 10–11. С. 34–41. Винокурова Н.В., Васенина С.И., Мазуренко О.В. Педагогические условия формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников // Проблемы современного педагогического образования: сб. науч. трудов. 2022. Вып. 76. Ч. 4. С. 67–70. Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: учеб. программа: 2–4 классы общеобразоват. орг. Москва: ВИТА-Пресс, 2016. 16 с. Методический калейдоскоп формирования предпосылок функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. URL: https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2021/08/6-%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0-%D0%95.%D0%90.-2021.pdf (дата обращения: 05.03.2023) Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Москва, 2008. 135 с. Образовательная программа «Школа 2100» // «Школа 2100»: Приоритетные направления развития образовательной программы / под ред. А.А. Леонтьева. Москва: Баласс, 2000. Вып. 4. С. 7–67. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. П. 35.2 ФГОС-2021 ООО. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028. Основные подходы к оценке креативного мышления в рамках проекта «Мониторинг формирования Функциональной грамотности». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39249308 Писаренко О.И. Формирование функциональной грамотности обучающихся как один из механизмов повышения качества образования в современных условиях. URL: https://infourok.ru/statya-formirovanie-funkcionalnoj-gramotnosti-obuchayushihsya-kak-odin-iz-mehanizmov-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-v-sovrem-6300549.html Подходы к разработке банка заданий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. URL: ttps://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2020/11/7-Финансовая-грамотность-25.11.pdf (дата обращения: 05.03.2023). Попач И.В. Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/09/07/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti (дата обращения: 07.09.2022). Проектирование формирования предпосылок естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе ДОО. URL: https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2021/04/3.%D0%95%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD_28.04.pdf (дата обращения: 06.03.2023). Психология, лингвистика и междисциплинарные связи: cб. науч. работ к 70-летию со дня рождения А.А. Леонтьева / под ред. Т.В. Ахутиной, Д.А. Леонтьева. Москва, 2008. 392 с. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: методическое пособие для педагогов / под общ. ред. Л.Ю. Панариной, И.В. Сорокиной, О.А. Смагиной, Е.А. Зайцевой. Самара: СИПКРО, 2019. 114 с. Соколова Г.А. Методические рекомендации по формированию предпосылок математической грамотности у детей дошкольного возраста. URL: https://sdo.nipkipro.ru/pluginfile.php/263467/mod_resource/content/1/Соколова%20Г.А._Метод.рекомендации%20по%20формир.%20предпос.%20математической%20грамотности%20у%20дошкольников%20.pdf (дата обращения: 05.03.2023). Функциональная грамотность дошкольника: как ее сформировать. URL: https://metod.tgl.net.ru/wp-content/uploads/2020/09/%D0%9E%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%AB-%D0%A4%D0%93_%D0%94%D0%A8-3-1-.pdf (дата обращения: 04.03.2023). Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris, OECD Publishing, 2019, 308 p. World illiteracy at mid-century. Paris, United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, 1957, p. 18.
Информация об авторе: Иванова Наталия Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, ivanova-n-m-2012@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7923-2661
Информация о соавторе: Коваленко Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, m_kovalenko@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1510-9765
Информация о соавторе: Медникова Лариса Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, l_mednikova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0003-0474-6099
Информация о соавторе: Павлова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Костромской государственный университет, Кострома, Россия, oksanapavlova@ksu.edu.ru, https://orcid.org/0000-0002-8168-4541