12
Фатихова Лидия Фаварисовна
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Поведение юношей и девушек с сохранным и нарушенным интеллектом в опасных ситуациях (по результатам родительской оценки)
Фатихова Л.Ф. Поведение юношей и девушек с сохранным и нарушенным интеллектом в опасных ситуациях (по результатам родительской оценки) // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 92-100. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-92-100
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-92-100
УДК: 159.9:616
Дата приема статьи в публикацию: 10.03.2023
Аннотация: В статье представлено сравнение результатов изучения оценки родителями поведения обучающихся юношеского возраста с сохранным и нарушенным интеллектом в опасных ситуациях. В исследовании приняли участие 105 родителей (в основном матери) лиц 15–17-летнего возраста, из них: 47 родителей лиц с сохранным интеллектом, 58 родителей лиц с нарушенным интеллектом (легкой умственной отсталостью), 54 родителя юношей, 51 родитель девушек. Посредством анкетирования родителей получены данные о стратегиях поведения лиц юношеского возраста в зависимости от отсутствия/наличия нарушений интеллектуального развития и в зависимости от половой принадлежности в различных ситуациях, касающихся их безопасного/опасного поведения на дороге, на прогулке, при использовании электроприборов, острых режущих предметов и др. Выявленные различия открывают перспективы для дополнения программ по воспитанию культуры безопасного поведения у обучающихся с учетом наличия/отсутствия у них нарушений интеллекта и с учетом их половой принадлежности.
Ключевые слова: безопасное поведение, опасные ситуации, лица юношеского возраста, юноши, девушки, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, обучающиеся с сохранным интеллектом
Список литературы: Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милехин А.В., Будыкин С.В. Социальные представления и информационная безопасность детей и подростков: точка зрения учителей (часть 1) // Психология и право. 2017 (7). № 1. С. 1–12. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070101 Бражникова А.Н., Тищенко Ю.В. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1-1. С. 194–198. Волохова В.И., Кошенова М.И., Шабанов Д.М. Исследование динамики психологического времени в эпоху юности // Вестник Самарского государственного технического университета. 2020. № 4 (48). С. 75–90. Гаврилова М.Н., Зимина И.С., Полозова О.В., Мухина С.А. Изучение уровня сформированности культуры безопасного поведения на дороге у старшеклассников // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12 (114). Ч. 3. С. 31–34. Гладкова Л.Н. Процесс развития социально безопасного поведения подростков средствами сетевых сервисов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 1 (39). С. 180–185. Денисова В.В. Безопасность подростков как социально-психлогическая проблема: опыт теоретического и экспериментального исследования // Армия и общество: научно-информационный журнал. 2012. № 2 (30). С. 74–79. Зимина И.С., Деминцева О.А., Гаврилова М.Н., Полозова О.В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 11 (211). С. 8–12. Ковальская О.С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 2. С. 198–201. Максимов А.С., Мануйлова Л.М. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 94–100. https://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2018.31.94 Минаева Н.Г., Миронова Е.В. Формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью на внеурочных занятиях // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С. 223–226. Муругова А.О., Морозова И.С. Возрастная изменчивость способов преодоления негативных ситуаций в период ранней юности // Известия Иркутского государственного университета. Сер.: Психология. 2018. Т. 23. С. 88–96. Панов В.И., Патраков Э.В. Представления педагогов и подростков о рисках во взаимодействиях в интернет-среде // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25, № 3. C. 16–29. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 71–83. Сорокина Л.А. О состоянии готовности подростков к безопасному поведению в повседневной жизни // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 70–74. Хлыстова Е.В. Развитие перцептивной чувствительности у подростков с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2009. № 2 (14). С. 50–59. Hoffrage U., Weber A., Hertwig R., Chase V.M. How to keep children safe in traffic: find the daredevils early. Journal of Experimental Psychology, 2003, Applied 9 (4), pp. 249-260. https://doi.org/10.1037/1076-898X.9.4.249 Useche S., Alonso F., Montoro L. More aware, more protected: a cross-sectional study on road safety skills predicting the use of passive safety elements among Spanish teenagers, 2019, BMJ Open, 9, 1-11. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2019-035007
Информация об авторе: Фатихова Лидия Фаварисовна, кандидат педагогических наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, lidiajune@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-7745-2457