23
Чистякова Вера Васильевна
Череповецкий государственный университет
Межецкая Галина Николаевна
Череповецкий государственный университет
Возможности образовательной среды неязыкового вуза в повышении качества языкового образования
Чистякова В.В., Межецкая Г.Н. Возможности образовательной среды неязыкового вуза в повышении качества языкового образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 2. С. 184-189. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-184-189
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-2-184-189
УДК: 378:81
Дата приема статьи в публикацию: 15.04.2023
Аннотация: Повышение качества языкового образования в высших учебных заведениях неязыкового профиля без привлечения дополнительных материальных и прочих ресурсов сегодня представляется важной задачей в сфере преподавания иностранных языков. Исходя из этой установки, цель работы – с учетом новых условий обучения определить в структуре образовательной среды неязыкового вуза спектр мероприятий, оптимизирующих процесс обучения иностранному языку, в том числе за счет управления мотивацией студентов. Статья рассматривает роль и место подобных действий в структуре образовательной среды неязыкового вуза и их влияние на качество обучения, а также развитие учебной компетенции студентов. Для апробации разработанной модели в группах, изучающих иностранный язык, были организованы мероприятия, направленные на управление мотивацией студентов к обучению, которые выстраивались с учетом структуры обучающей среды университета. Помимо решения собственно образовательных задач такой подход позволил продемонстрировать потенциал внешних и университетских электронных ресурсов, развивая у студентов способность к самостоятельному обучению. В результате обучающиеся проявляли больше самостоятельности при подготовке к занятиям, а по окончании курса показали более высокий уровень развития коммуникативной компетенции. Авторы приходят к выводу о необходимости системной целенаправленной работы по управлению мотивацией к обучению как важного фактора, влияющего на эффективность всей образовательной среды.
Ключевые слова: мотивация, иноязычное образование, иноязычная коммуникативная компетенция, иностранный язык для специальных целей, образовательная среда.
Список литературы: Баева И.А., Васютенкова И.В., Гаязова Л.А. и др. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. Санкт-Петербург: ЛОИРО, 2017. 265 с. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Москва: ИЦКПС, 2000. 217 с. Вербицкий А.А. Становление новой образовательной парадигмы в российском образовании // Образование и наука. 2012. № 6. С. 5–18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. 2-е изд., доп., испр. и перераб. Москва: Логос, 2001. 384 с. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 395 с. Кулюткин Ю.Н., Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 6–7. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учеб. пособие / под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. Москва: КДУ, 2009. 190 с. Рогова Т.В., Никитенко З.Н. О некоторых причинах снижения интереса к предмету иностранный язык у школьников // Иностранные языки в школе. 1982. № 2. С. 3–8. Швалова Г.В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Концепт. 2012. № 11. URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2012/12152.htm. (дата обращения: 26.06.2022). Dornyei Z. & E. Ushioda (eds.) Motivation, language identity and the L2 self. Bristol, Multilingual Matters, 2009, p. 627. Mezei G. The effect of motivational strategies on self-related aspects of student motivation and second language learning. K. Csizer & M. Magid (eds.), 2014, pр. 289-309. Skehan P. Individual Differences in Second Language Learning. Great Britain, Edward Arnold, 1991, p. 385. Zhu Quan. Motivation for a Second or Foreign Language Learning, 2014. URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2014/03/shsconf_ifsr2013_04004.pdf (date access: 26.10.2022).
Информация об авторе: Чистякова Вера Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, chistyakova.vera2@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5667-9639
Информация о соавторе: Межецкая Галина Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, mejetskaya-galina@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1965-8262