6
Заводчикова Надежда Ивановна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Быкова Ирина Альбертовна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Плясунова Ульяна Валерьевна
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Цифровые средства управления процессом формирования методических умений
Заводчикова Н.И., Быкова И.А., Плясунова У.В. Цифровые средства управления процессом формирования методических умений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 39-46. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-39-46
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-39-46
УДК: 004:378
Дата приема статьи в публикацию: 21.01.2023
Аннотация: В статье обсуждается вопрос целесообразности применения цифровых средств для управления процессом формирования сложных, многокомпонентных умений, к которым относятся умения, входящие в состав методической компетенции. Методические умения реализуются через методические действия, в составе которых можно выделить инвариантную и специфическую части. Анализ педагогического опыта и существующих подходов к управлению дидактической системой показал, что на различных этапах освоения студентами конструктивных схем инвариантов методических действий необходимо использовать различные модели управления. На первом этапе, когда ориентировочная основа методических действий строится преподавателем, целесообразно использовать рассеянный, замкнутый тип управления. На этапе совместного построения ориентировочной основы профессионального действия преподавателем и студентом наиболее эффективной будет разомкнутая модель управления, сопровождаемая самостоятельным контролем каждого шага по разработанной схеме действия. На этапе самостоятельного выделения студентом ориентировочной основы методического действия целесообразно использовать разомкнутую, направленную, неавтоматизированную модель управления. Организация взаимного контроля на последнем этапе позволит наполнить конструктивные схемы инвариантов методических действий большим количеством конкретных примеров. В статье обоснован выбор цифровых средств реализации указанных моделей управления, приведены примеры учебных методических задач и соответствующих им элементов курса среды электронного обучения Moodle.
Ключевые слова: методическая компетенция, методическое умение, учебная методическая задача, ориентировочная основа действия, среды управления обучением, Moodle, модель управления
Список литературы: Бережнова Е.В. Возможности реализации принципа индивидуализации в процессе цифровой трансформации высшего образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1 (154). С. 34–37. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989. 192 с. Быкова И.А., Заводчикова Н.И., Плясунова У.В. Формирование ориентировочной основы профессиональных действий будущих учителей информатики // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2019. № 3 (25). С. 177–180. Вакуленкова М.В. Информационно-коммуникативные технологии как актуальный ресурс учебной деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. Т. 13, № 3. С. 80–86. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы /Соболева Е.В., Суворова Т.Н., Ниматулаев М.М., Новосёлова С.Ю. // Перспективы науки и образования. 2020. № 3 (45). С. 441–458. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: кн. для учителя. Москва: Просвещение, 1990. 224 с. Заводчикова Н.И., Быкова И.А. Уточнение системы принципов обучения дисциплинам методической направленности в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26, № 4. С. 166–173. Игна О.Н. Современные классификации учебных методических задач // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 338. С. 177–182. Катаева А.Г., Катаев С.Д. Использование информационных технологий в дистанционной, заочной и очной формах обучения // Вестник РГГУ. Сер.: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 3. С. 41–50. Ковтунова Т.И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: дис. ... канд. пед. наук. Калуга, 2006. 214 с. Колосова Н.Н. Смешанное обучение в системе высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70 (2). С. 102–104. Никитин Н.А. Оценка эффективности и достоверности результатов внедрения технологии формирования готовности обучающихся к очной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 2 (116). Ч. 3. С. 87–95. Плясунова У.В. Сервис Learningapps.org как инструмент разработки упражнений в формате SCORM для LMS Moodle // Математика и информатика, астрономия, физика, технология и совершенствование их преподавания: материалы международной конференции «Чтения Ушинского». Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 158–165. Попов М.С. Анализ научно-педагогических исследований в области создания и использования электронных образовательных ресурсов // История и педагогика естествознания. 2022. № 1. С. 23–26. Прохорова М.П., Булганина С.В. Принципы профессионального образования: новое прочтение в цифровую эпоху // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 202–206. Cергеев А.Н., Чандра М.Ю. Дидактические принципы и роль учителя в уcловиях реализации цифрового образовательного процесса // Ученые записки Орловского государственного университета. 2020. № 3 (88). С. 265–268. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. Москва: Российское педагогическое агентство, 1997. 33 с. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Москва: Изд-во Московского университета, 1975. 344 с.
Информация об авторе: Заводчикова Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, zaw-nadejda@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-9332-6143
Информация о соавторе: Быкова Ирина Альбертовна, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, i.bukova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0062-8581
Информация о соавторе: Плясунова Ульяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Ярославль, Россия, plyasunova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-9129-052X