13
Ван Дэндэн
Уральский федеральный университет
Савельева Нэлли Хисматуллаевна
Уральский федеральный университет
Ли Сыюй
Университет Фудань
Методика обучения графико-символическому анализу в литературном и культурно-историческом контексте XX в. (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Ван Дэндэн, Савельева Н.Х., Ли Сыюй. Методика обучения графико-символическому анализу в литературном и культурно-историческом контексте XX в. (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2023. Т. 29, № 1. С. 93-99. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-93-99
DOI: https://doi.org/10.34216/2073-1426-2023-29-1-93-99
УДК: 821.161.1.09”20”
Дата приема статьи в публикацию: 26.01.2023
Аннотация: В работе рассматривается методика обучения графико-символическому анализу в литературном и культурно-историческом контексте XX в. на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Данная методика анализа является эффективной при обучении устной монологической речи иностранных студентов. Целью исследования является развитие устной связной речи иностранных студентов при помощи графико-символического анализа текста романа «Мастер и Маргарита». Поставленная цель предполагает решение следующих задач: помочь студентам из Китая разобраться в художественных особенностях произведений М.А. Булгакова, приобрести навыки литературного анализа текста и в целом более глубоко изучить русскую литературу. Материал представленного исследования может быть использован при составлении учебных курсов, предназначенных для обучения русскому языку и литературе китайских студентов, а также при разработке спецкурсов по специфике литературы. Методы исследования были отобраны в соответствии с объектом исследования, его предметом, целью и задачами, наша методика основана на использовании практико-ориентированных положений семиотики, художественного и графико-символического анализа текста и введении в систему словарной работы нового понятия «знаковое слово». В данном исследовании определяется эффективность использования методики обучения графико-символическому анализу в учебном процессе на разных этапах обучения литературе и русскому языку иностранных студентов. Новизна исследования состоит в анализе материалов, касающихся особенностей восприятия русской художественной прозы носителями китайского языка. Теоретическая значимость работы заключается в изучении специфики русских произведений и языка в аспекте РКИ. Практической значимостью является предупреждение лексических и грамматических ошибок при использовании русского языка и смысловых ошибок при анализе русской литературы.
Ключевые слова: обучение, графико-символический анализ, текст художественного произведения, устная монологическая речь, иностранный студент, русская художественная проза, носитель китайского языка.
Список литературы: Бразговская Е.Е. Семиотика. Языки и коды культуры: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Юрайт, 2019. С. 187. Вишняков С.А. Русский язык как иностранный: учебник. М.: Флинта; Наука, 2013. 240 с. Гусева И.С., Румянцева Н.М. Интенсивный курс русского языка (РУДН): учеб. пособие. М.: Дрофа, 2013. 159 с. Гао Фэнлань. Особенности обучения русскому языку в китайских вузах // Педагогическое образование в России. 2016. № 12. С. 41–45. Гуо Ц., Чистяков А.В. О состоянии исследования произведений М.А. Булгакова в Китае // Litera. 2020. № 6. с. 82–91. Драсави Хуссейн Кадим Маджди. Изучение русского языка как средство развития национального мышления // Язык и культура. 2019. № 45. С. 173–187. Егорова Д.С. Графико-символический анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в процессе изучения композиции. Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Аэтерна, 2015. Т. 5. С. 112–199. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политиздат, 1975. 130 с. Лесскин Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции. Москва: ОГИ, 1999. С. 432. Лысакова И.П. Методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие для вузов. М.: Русский язык. Курсы, 2016. 320 с. Ли Сыюй, Ван Дэндэн. Использование интенсивной методики в обучении русской устной монологической речи китайских студентов // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2022. № 1 (114). С. 178–179. Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения как новая образовательная технология (на материале поэмы Гомера «Одиссея»): учеб.-метод. рекоменд. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. С. 29. Петрова С.М. Графико-символический анализ художественного произведения в системе профессиональной подготовки будущего учителя-словесника // В мире научных открытий. 2010. № 10. С. 54–56. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться: пер. с англ. / под ред. А.Б. Орлова. 2-е изд. Москва: Смысл, 2019. 527 с. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Логос, 1999. 272 с. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2010. 188 с. Вэнь Юйся (温玉霞) О творчестве Булгакова. Шанхай: Fudan University Press, 2008. С. 230 (布尔加科夫创作论(复旦大学出版社,2008年). (In Chinese) Жэнь Гуансюань, Чжан Цзянхуа, Юй Ичжунь. История русской литературы. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 2003. С. 499. (In Russ.) Москва. Калейдоскоп времени и пространства: сборник прозы Булгакова / пер. Сюй Чанханя. Шэньян: Liaoning Education Press, 1998; Байхуа, 2018. С. 134. (莫斯科:时空变化的万花筒:布尔加科夫散文集, 译者: 徐昌汉(辽宁教育出版社,1998年). (In Chinese) Сюй Чжицян, Гэ Жунь (许志强、葛闰). Анализ традиции магического повествования Булгакова. Пекин: Изд-во народной литературы, 2013. С. 193. (布尔加科夫魔幻叙事传统探析(人民文学出版社,2013年). (In Chinese) Чжоу Сяньлу (周湘鲁). Диалог со временем: исследование драмы М. Булгакова. Сямэнь: Xiamen University Press, 2011. С. 186. (与时代对话:米·布尔加科夫戏剧研究厦门大学出版社,2011年). (In Chinese)
Информация об авторе: Ван Дэндэн, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, august081296@outlook.com, https://orcid.org/0000-0003-1331-6496
Информация о соавторе: Савельева Нэлли Хисматуллаевна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, nellik1983@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0311-1430
Информация о соавторе: Ли Сыюй, кандидат филологических наук, Университет Фудань, Шанхай, Китай, 18304048682@163.com, https://orcid.org/0000-0002-1778-8186